Социальная политика. Итоги прошедшего года

By admin Jan 12, 2016

Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Шишкина Наталия Игоревна

Прошедший 2015 год можно характеризоватьпо-разному: и как год российского кризиса, и как год рекордных рейтингов, и как предвыборный год. Каковы основные итоги, достижения и провалы этого года можно наблюдать в России в области социальной политики уже сейчас?

КАК НАРОДУ ЖИВЕТСЯ

Уровень жизни за этот год стал ниже, что почувствовали на себе многие россияне. По данным ФОМ, 47% опрошенных считают 2015 год хуже, чем 2014 год. Номинальная среднемесячная заработная плата увеличилась до 33,8 тысяч рублей в ноябре, реальная же, если сравнивать с ноябрем 2014 года, упала на 9%, не многим меньше и показатель почти за год — январь—ноябрь 2015 года Народ, по данным Росстата, стал беднее на 9,2%, чем в январе—ноябре 2014 года. Кроме этого, выросла и просроченная задолженность по заработной плате, причем с начала года она не уменьшалась, а только росла (рис. 1).

Рис. 1. Изменение просроченной задолженности по заработной плате по месяцам в 2014 и 2015 годах, в млрд. руб., данные Росстата

Хуже всего приходится тем, кто работает в легкой промышленности и сельском хозяйстве — отраслях с самой низкой заработной платой по всей экономике и дефицитом кадров.

Хотя, казалось бы, широкое освещение и пропаганда импортозамещения привлекла многих людей в то же сельское хозяйство в первом полугодии, но с июля 2015 года количество прекративших свою деятельность фермеров снова превысило количество тех, кто стал фермером. Отражение этого «креста» можно найти в статистических данных налоговой службы (рис. 2).

Рис. 2. Изменение количества действующих крестьянских (фермерских) хозяйствах по месяцам, по данным ФНС РФ

БЕДНОСТЬ И ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ

Всё это — свидетельства отнюдь не пройденного пика кризиса, а, наоборот, увеличения масштабов кризисных явлений, которые отражаются на жизни простого народа. В том числе и в таких вопросах, как МРОТ и прожиточный минимум, которые претерпели определенные изменения в этом году.

Сама сумма прожиточного минимума была повышена в этом году, что связано с ростом цен и инфляции, фактически съедающей всю прибавку. Собственно, именно поэтому повышение и затевалось — необходимо было обеспечить прожиточный минимум, который на самом-то деле скорее минимум для выживания, а не проживания, не говоря уже о том, что потребительская корзина по некоторым продуктам меньше пайка пленного немца в годы Великой Отечественной войны.

За чертой бедности, то есть получая меньше прожиточного минимума, по данным государственной статистики за январь—сентябрь 2015 года, находилось 14,1% населения, или 20,3 миллиона человек. Однако в новом докладе РАН отмечается такая деталь: Росстат сменил методику подсчета бедных. Когда Росстат меняет методику подсчета, то связано это, как правило, с игрой цифрами для красивой картинки. Так и здесь: по данным РАН, применившим старый метод Росстата, бедные составляют не 14,1, а порядка 25% населения. Ещё 7% находятся в «зоне риска бедности», и ещё 46% — в числе малообеспеченного населения. Почти половина населения! Это нужно власти постараться, чтобы довести до такого состояния страну.

ЛЬГОТЫ, ПЕНСИИ, СОЦВЫПЛАТЫ

В этом году Минтруд снова был в первых рядах оптимизации расходов бюджета — в том числе за счетсокращения льгот, перекладывания части полномочий по определению объема льгот и пособий на регионы, прославился он в начале года и «гендерным» пенсионным проектом с предложением отменить материнский капитал под предлогом «устойчивого тренда рождаемости».

Сама по себе пенсионная система претерпела изменения, и по существу оставила тех, кто получает меньше 59,2 тысяч рублей с меньшей пенсией. А в эту категорию входят врачи, спасающие жизни, учителя, военные, защищающие Россию, работники промышленности и сельского хозяйства, которые, как показывает внешняя политика, оказались нужны…

Конечно, определенные преференции получили и работающие пенсионеры, большинство из которых, согласно социологическим опросам, работают от недостатка денег — им будут чуть повышены пенсионные баллы, что является прекрасной подготовкой так и не принятого в этом году резонансного законопроекта по повышению пенсионного возраста. Мол, смотрите, они ж работают! А так как у нас кризис, то и индексацию работающим можно подморозить.

Ещё одними важными игроками на поле социальной политики становятся НКО. Их влияние усиливается настолько, что в конце 2015 года Президент по существу распорядился дать им возможность залезать в бюджет для реализации своих проектов.

БЕЗРАБОТИЦА СКРЫВАЕТСЯ

Безработица также стала расти. Согласно Росстату, в октябре 2015 года уровень безработицы достиг 5,8% населения или 4,4 млн. человек. Однако из-за особенностей сбора статистического материала и практически не фиксируемой скрытой безработицы, реальный уровень отличается от того, что пишет Росстат.

Можно оценить безработицу косвенно, например, по динамике поисковых запросов в сети, ставших вторым по популярности способом поиска работы (рис. 3).

Рис. 3. Уровень безработицы по данным Росстата и динамика поисковых запросов в системе «Яндекс» по слову «вакансия»

Если предположить, что безработица росла сообразно росту запросов в сети, то в ноябре 2015 года уровень безработицы достигал примерно 10,1% населения, то есть почти в два раза больше росстатовского. Заметно это и по социологическим опросам. Например, октябрьский опрос ФОМ ясно демонстрирует, что количество респондентов, заявивших о случаях увольнения среди родственников и знакомых, выше, чем во время мирового финансового кризиса 2008 года: 32% в 2015 году против 21% в 2008 году. Выше и количество тех, кто говорит о вынужденном неоплачиваемом отпуске — 21% в 2015 году против 11% в 2008 году. Практически каждый четвертый (26%) опрошенный заявил о сокращении штата в своей организации, и примерно такое же количество (24%) опасаются закрытия предприятия, на котором работают.

ЗДОРОВЬЕ УХУДШАЕТСЯ — ВРАЧИ СОКРАЩАЮТСЯ

По состоянию на 1 декабря 2015 года, согласно оперативному отчету Федерального казначейства, на здравоохранение пришлось 3,28% от всей суммы расходов федерального бюджета, а структура кассового исполнения расходов федерального бюджета на здравоохранение выглядит, как показано на рис. 4.

Рис. 4. Структура кассового исполнения расходов федерального бюджета на здравоохранение, по данным Федерального казначейства, на 1 декабря 2015 года, в % от общих расходов на здравоохранение

Как можно видеть, немалая доля расходов на здравоохранение включает в себя статья «другие вопросы». Согласно приказу МФ РФ № 171н от 21.12.2012, подраздел «Другие вопросы в области здравоохранения» включает в себя «расходы на обеспечение деятельности органов исполнительной власти России, субъектов РФ и органов местного самоуправления, учреждений, осуществляющих руководство и управление такими вопросами, как выработка государственной политики; разработка и обеспечение выполнения стандартов для медицинского персонала, больниц, клиник, медпунктов, расходы на разработку программ, планов и бюджетов, в сфере здравоохранения, лицензирование, а также расходы на обеспечение деятельности иных учреждений (в том числе из разряда учреждений особого типа), обеспечивающих предоставление услуг в сфере здравоохранения, но не отнесенных к другим подразделам, и расходы на содержание централизованных бухгалтерий здравоохранения и учреждений по обеспечению деятельности здравоохранения и на реализацию мероприятий приоритетного национального проекта „Здоровье“».

Если сказать проще, то на бухгалтерии и чиновничество Минздрава тратится больше денег, чем на прикладные научные исследования, санитарно-эпидемиологическое благополучие, СМП, санатории, донорство крови вместе взятые. Казалось бы, слишком печальных результатов не наблюдается, даже если рассматривать статистику фиксируемой заболеваемости, могло бы быть и хуже (рис. 5).

Рис. 5. Динамика заболеваемости по некоторым видам болезней в январе—ноябре 2015 года, в % к аналогичному периоду 2014 года, данные Роспотребнадзора

Однако, во-первых, статистика не отражает реального положения дел. Не так давно довольно широкий резонанс имела «новость» о приписках в больницах и поликлиниках, кроме того, в некоторыхИнтернет-сообществах сами медики открыто говорят о невозможности избежать приписок в связи с «планом по заболеваемости».

Во-вторых, заболеваемость сама по себе не может расти в условиях, когда самих медиков сокращают. Оказывается, что выявлять болезни просто-напросто некому, вот и падает заболеваемость.

Если смотреть по отдельным медицинским специальностям, то на одного терапевта в начале года приходилось порядка 900 человек, на одного хирурга около 2127 человек, на одного педиатра, которых всё пытаются отменить, 433 ребенка, на одного невролога 5263 человека, на одного психиатра и нарколога — 6250 человек, на одного рентгенолога или радиолога 7142 человека, на одного стоматолога 2380 человек. Такие цифры получаются из данных Росстата за 2014 год, а учитывая, что реформа здравоохранения, которая привела к таким результатам, продолжает реализовываться как есть, то за 2015 год следует ожидать ещё более трагичных цифр как в заболеваемости и смертности, так и в плане наращивания объемов «платных услуг» вместо медицинской помощи. Ещё один показатель положения дел в 2015 году — это мировой рейтинг эффективности систем здравоохранения, в котором Россия по результатам 2015 года «провалилась», хотя и раньше плелась в конце. 

Конечно, есть в этом и некоторая политическая составляющая — рейтинг составлял небезызвестный «Bloomberg», а выводы о финансировании здравоохранения уже начали делать представители ОНФ, мол, слишком много денег и мало толку, смертность выше, чем в Казахстане. Но определенное место в мире, определенную оценку российской политике в сфере здравоохранения этот рейтинг выставляет.

ЖКХ

Ещё одна, после убиваемой медицины, болезненная тема для россиян — это ЖКХ, и не зря. Расходы на ЖКХ падают год от года и перекладываются на плечи дефицитным регионам. Программы развития ЖКХпри этом переписываются задним числом, меняются и тарифы ЖКХ.

С 1 июля россияне стали оплачивать налог на капитальный ремонт — то есть налоговая нагрузкаувеличилась, при этом доходы населения из-за кризисной обстановки упали, и упали значительно даже по смягченным официальным данным. Кроме того, существует огромная разница между тарифами на коммунальные платежи по регионам (табл.1).

Таблица 1.

 

Город

Мин. тариф за капремонт, руб./кв.м.

Средняя плата за капремонт за однокомнатную квартиру (33,8 кв.м)

Коммунальные платежи* из расчета на 1 чел. в квартире по региональным нормативам

Сумма коммунальных платежей и платы  за капремонт

Платеж по нормативам от среднемесячной номинальной заработной платы с вычетом НДФЛ, в %

Москва

15

507

1963,92 

2470,92

4,61

Воронеж

6,6

223,08

4224,84

4447,92

18,37

Санкт-Петербург

2,5

84,5

2235,51

2320,01

6,17

Севастополь**

6,16

208,2

1715,84

1924,04

8,71

Екатеринбург***

8,2

277,16

2954,34

3231,5

12,15

Пермь

7

236,6

3970,66

4207,26

17,56

Владивосток***

6,57

222,06

4143,82

4365,88

15,02

Махачкала****

5,2

175,76

998,17

1173,93

7,32

(*) Из расчета по нормативам (при неизвестных поставщиках) за услуги: водоотведение, холодное водоснабжение, газоснабжение (без газ. отопления), отопление, энергоснабжение. Согласно расчетамкалькулятора коммунальных платежей ФСТ России по некоторым крупным городам (октябрь 2015).(**) — расчет сделан согласно приказам госкомитета по ценам и тарифам республики Крым (***) — расчет сделан без учета газового нагрева воды и отопления, но с учетом горячего водоснабжения. (****) — расчет сделан за июнь 2015 года

 

Кроме повышения тарифов ЖКХ, в этой сфере произошло и ещё одно изменение — повышение стоимости жилья эконом-класса согласно решению правительства, что делает получение жилья по программе «Жилье для российской семьи» менее доступным. А программа эта была создана как раз для исполнения майских указов президента, согласно которым к 2018 году стоимость одного квадратного метра жилья должна снизиться на 20%. Любопытно, что чиновники пошли таким путем: сделать снижение стоимости в особой категории жилья, которая доступна отдельным категориям граждан (в том числе работникам органов власти). А потом всё равно повысить стоимость квадратного метра. При этом объемы строительства нельзя назвать слишком масштабными — по всей России насчитывается 269 проектов жилищного строительства в рамках этой программы, площадью каждый от 10 до 100 тысяч квадратных метров. Например, в Брянской области общая площадь проектов составляет 102,2 тысячи квадратных метров, но площадь только ветхого и аварийного жилья в три раза больше, а в программу входит далеко не только переселение из ветхого и аварийного жилья.

ИТОГИ

Итоги года в социальной политике совсем не радужные, особенно для самого населения. Социальная политика всё больше перестает быть действительно социальной. Курс государства непреклонен даже когда оно само в лице Счетной палаты и других организаций признает провальность и вред проводимых реформ, как это было в этом году с реформой здравоохранения.

Понизился уровень жизни населения, социальная защищенность и как следствие — оценка населением прошедшего года. Не мудрено: индексация пенсий ниже уровня инфляции, повышение зарплаты бюджетникам заморожено, зато не заморожены тарифы ЖКХ.

В целом, в социальной политике уходящий год показал верность государства своему курсу, направленному в противоположном от социального государства направлении. Правда, население на фоне бравурной телевизионной пропаганды пока не очень реагирует на подобные вещи. Предпочитает связывать их с местными чиновниками или простыми работниками той или иной сферы. Но это, пожалуй, даже хуже бурной реакции сейчас, пока еще не упали совсем, — ведь разочарование и внезапное открытие истинных причин позже может обернуться значительно большими потерями и разрушениями для страны.

 

Источник: rusrand.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply