Мир бурно обсуждает грядущий международный финансовый кризис небывалых еще масштабов. С начала года индекс Dow Jones успел рухнуть до рекордного минимума, а в Китае фондовый рынок умудрился обвалиться дважды. Тем временем, в России отложенный новогодними каникулами биржевой ажиотаж (РТС+ ММВБ) ограничился уже неоднократно переживавшимся ранее снижением в 3-4 процента.
К вечеру 11 января индекс ММВБ откатился к отметке 1694 пунктов, обновив минимумы октября 2015 года. Индекс РТС упал до 706 пунктов – уровень декабря 2014 года. Как и положено, у инвесторов случился панический спазм – акции Yandex потеряли 6,14%, ГМК “Норникель” – 5,17%, “Магнита” – 4,82%, “Мобильных телесистем” – 5,1%, “Газпрома” – 3,2%, сообщает Царьград.
Такое развитие событий было абсолютно прогнозируемым. Индекс Dow Jones в начале нового года пал до рекордного минимума за последние 119 лет (падение уже составило 6,2%), разразилась новая фаза финансового кризиса в Китае. Не надо было быть великим экономистом, чтобы в этих условиях напророчить российскому рынку акций, как минимум, серьезную “простуду”.
Помимо прочего 2016 год уже отметился и обвальным падением цен на нефть. Марка Brent приблизилась к стоимости в 30$ за баррель (такая цена фиксировалась 12 лет назад), а российская Urals уже пару раз опускалась ниже этой отметки. Российская валюта также упала вслед за нефтяными ценами и фондовым рынком. Курс евро вырос на 3 рубля (83,97), доллар же достиг 75,66 рублей.
Но паника на московских биржах оказалась недолговечной и, на фоне рекордов западных и восточных коллег, даже скромной. Уже днем ситуация начала выравниваться. Индексы укрепились, доллар и евро подешевели. Цена на Brent вернулась к уровню в 33,66$ за баррель. Хотя и поводов для восторгов пока тоже нет. Российский рынок еще слишком зависим от внешней конъюнктуры, поскольку в большинстве своем экономика опирается на сырьевые и нефтегазовые компании.
Но во всем есть и положительная сторона, на которую в интервью немецкой “Бильд” сослался президент России Владимир Путин. В снижении цен на нефть, отметил он, “как ни странно, есть и позитивные вещи”.
– Когда цены на нефть высокие, нам очень трудно удержаться от использования нефтяных доходов на текущие расходы. И у нас ненефтегазовый дефицит вырос, на мой взгляд, до очень опасной черты. Теперь мы вынуждены его понижать. И это оздоровляет, – заметил Путин.
Впрочем, если внимательно проследить колебания курса рубля в 2015 году и сравнить их со скачками цен на нефть, то легко можно обнаружить существенное сокращение влияние одного фактора на другой. Доллар стоил около 70 рублей, когда нефть оценивалась в 50$. Получается, что в конце 2015 и начале 2016 при сохранении прежней формулы зависимости доллар должен был стоить как минимум 90 рублей. Сегодняшние показатели говорят в пользу версии о появлении на российском рынке новых инвестиционных идей. Неким доказательством можно назвать и тот факт, что нефтяные доходы в российском бюджете на 2016 год занимают чуть больше 40%, при том, что многие годы подряд этот показатель не опускался ниже 50%.На укрепление рубля и российского инвестиционного рынка в наступившем году влияют сразу несколько положительных факторов. Во-первых, крепнущие договоренности по борьбе с терроризмом на международном уровне, уверенная внешняя политика РФ в значительной мере погасила беспокоившую биржи политическую непредсказуемость Москвы, стимулировав иностранных инвесторов не шарахаться при каждой новой провокации из Киева, эхом репродуцированной его американскими покровителями. Как результат, вопрос о снятии санкций с нашей страны гарантированно прописался в политической повестке Евросоюза на 2016 год.
Если в прошлом году украинский вопрос с завидным постоянством обострял отношения России с зарубежными партнерами, то сейчас зарубежные инвесторы на практике убедились – Москва точно не собирается завоевывать незалежную Украину и война на Донбассе не является путинским проектом.
Существенную роль в укреплении независимости рубля и российского рынка играет, естественно, импортозамещение. Вынужденное ограничение на турпоездки в Египет и Турцию уже развернуло потолки отечественных соискателей отдыха на внутренние курорты. Правительство обязало все медучреждения закупать исключительно российские медпрепараты, являющиеся аналогами зарубежных “одноклассников”. Широко шагает продовольственная сфера, которая планирует добиться рекордных показателей. Все это ведет к снижению потребности в валюте и, соответственно, к процессу планомерного укрепления рубля.
Падение российской экономики удалось преодолеть. С этим согласны все, разница только в десятых доля процента.
По официальному прогнозу Минэкономразвития на 2016 год, рост ВВП составит 0,7%. При этом агентство Standard & Poor’s, считает, что рост не превысит 0,3%. Эксперты “Fitch” же дали более жизнеутверждающий прогноз – российская экономика в 2016 году стабилизируется, рост ВВП будет около 0,5%.
По мнению известного экономиста, председателя Русского экономического общества им. Шарапова, профессора Валентина Катасонова, Россия должна привыкнуть в меньшей степени реагировать на происходящее на мировом фондовом рынке.
– Мы должны пытаться перестроить свою собственную экономику и свою собственную финансовую систему. Не надо мечтать о переделе мировой финансовой системы и пытаться “спасти мир”, – заявил экономист в интервью порталу +Царьград+.
Прежде всего, убежден эксперт, нужно установить барьеры на пути трансграничного движения капитала, чтобы “стабилизировать валютный курс рубля и финансово-экономическую ситуацию в стране”.
– На данный момент все факторы экономической конъюнктуры в РФ все еще находятся за ее пределами. То есть у нас экономика неуправляемая. Нужно это менять. Также Центральный банк должен изменить модель своей денежной эмиссии – деньги должны направляться в реальный сектор экономики. Тогда и процентные ставки начнут снижаться, и инфляция исчезнет. И тогда мы собственно не будем уже зависеть от американского доллара, – уверен Катасонов.
Дарья Токарева
Источник: tsargrad.tv