Распоряжение замминистра МВД Александра Горового поставило под вопрос больше триллиона рублей, которые население страны не возвращает банкам. Почти столько же могут уйти в Центробанк из резерва, пошатнув систему. Юристы отсылают банкиров в прокуратуру.
C 11 января экономические полицейские Петербурга и Ленобласти могут отказывать в помощи банкам, пытающимся привлечь к уголовной ответственности нечистых на руку должников. Как стало известно 47news, еще 27 декабря первый заместитель министра внутренних дел генерал-полковник полиции Александр Горовой подписал распоряжение, предписывающее всем подведомственным структурам исключить необоснованное проведение проверок по заявлением кредитных организаций.
В распоряжении указано, что в последнее время значительные силы и средства органов внутренних дел отвлекаются на заявления банков по случаям мошенничества со стороны лиц, получивших кредиты. Но поступающие материалы, как правило, не содержат фактов, подтверждающих преступный умысел недобросовестных заемщиков, а значит, эти вопросы относятся к сфере гражданско-правовых отношений.
По мнению замминистра, случаи невозврата кредитов в первую очередь связаны “с непредвиденно изменившимся имущественным положением граждан”. К таким форс мажорам руководстве МВД относит, например, увольнения сотрудников по сокращению кадров. Можно понять, что речь идет о дальнейшем развитии экономического кризиса и его неизбежных последствиях.
Отметим, что официальная статистика вполне гармонирует с настроением полицейского начальства. Согласно информации сайта Центробанка, за минувший год доля ссуд с платежами, просроченными более чем на 90 дней, выросла почти на 3%. Если на 1 января 2015 года на всей территории РФ было просрочено 7,9% платежей от общего объема ссуд, на сумму свыше 865 миллионов рублей, то к 1 декабря этот показатель вырос до 10,9%. Сумма невозврата превысила 1,1 триллиона рублей.
При этом, банки вынуждены формировать резервы на возможные потери. К концу прошлого года на ссуды с просроченными платежами было зарезервировано почти 960 миллиардов рублей. По закону, до возврата денег должниками такие резервы относят к расходам банков.
Распоряжение замминистра МВД напоминает — обязательным условием состава преступления является умысел. То есть полицию должны интересовать только те кредиторы, которые заведомо не намеревались отдавать банку деньги. Во всех остальных случаях проверки необоснованны, а правоохранители выполняют несвойственные им функции.
В банковской среде полицейскую инициативу встретили без энтузиазма. Руководитель экономико-правового центра “Ассоциации банков Северо-Запада” Татьяна Утепова сообщила корреспонденту 47news, что впервые слышит о подобном письме из МВД.
“Мне кажется, что это просто популизм, бессмысленная бумага. Банки обращаются в полицию по конкретным случаям очевидного мошенничества — например, когда речь идет о получении кредитов по поддельным или чужим документами. Не проводить проверки по таким заявлениям полицейские не смогут, ведь это противоречит статьям УПК. Другое дело, что доказывать факт умысла на мошенничество довольно сложно и полисмены не любят заниматься работой с таким низким КПД”, – пояснила она.
При этом Утепова отметила важность самой процедуры обращения банкиров в полицию. “Банки могут списывать задолженность только использовав все возможности по возврату кредита, иначе они теряют зарезервированные деньги. Это предусматривает и обязательное обращение в полицию. Без такой процедуры мошенничество со стороны заемщиков ухудшит финансовое положение многих банков”, – подчеркнула она.
Руководитель уголовно-правовой практики юридической компании Pen&Paper Алексей Добрынин также полагает, что большого значения новое распоряжение иметь не будет.
“Если служба безопасности банка считает необходимым подать заявление, а полиция отказывается проводить проверку, есть прокуратура. Там отменяют отказ и возвращают материал на дополнительное изучение. Это вполне стандартная практика и с точки зрения защиты прав граждан в этом нет ничего нового”, – рассказал Добрынин.
Он также добавил, что нередко полицейские специально отказываются проводить первоначальную проверку, на которую законом выделяются крайне сжатые сроки. После возврата материалов из прокуратуры срок проведения проверки увеличивается и работать становится проще.
В редакции 47news попытались выяснить, какова доля областных физических и юридических лиц в общем объеме триллионной задолженности, но это оказалось не просто. Мобильный телефон зампреда Дмитрия Ялова, который отвечает за экономическое развитие региона, на момент звонка журналиста был выключен.
Артем Шалякин
Источник: 47news.ru