Казахстан закрыл рынок для россиских зерновозов, опасаясь демпинга со стороны РЖД. При этом в Астане выписали почти 500 вагонов из Белоруссии и Латвии, не считаясь со стоимостью транзита через Россию, которая обойдется минимум в полмиллиона долларов. За последнюю неделю на границе РФ и Казахстана скопились уже больше тысячи российских вагонов: около 600 зерновозов «Русагротранса» (РАТ), 250 – «Технотранса», около 200 – «Содружества-Соя».
Пострадавшие от запрета российские компании направили письма министру по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Нурлану Алдабергенову и главе Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Казахстана Серику Жумангарину с просьбой разобраться с ситуацией. Российские операторы требуют у казахских властей и Евразийской экономической комиссии отменить запрет, провести административное расследование о законности введения подобных запретов и совместно с прокуратурой привлечь к ответственности инициаторов его введения.
Решение запретить прием порожних вагонов-зерновозов от российских операторов в Казахстане объяснили отсутствием планов по погрузке зерна. Однако еще в конце декабря казахстанские железные дороги («Казахстан темир жолы», КТЖ) согласовали предоставление «вагонной помощи» со стороны железных дорог Латвии и Белоруссии (159 и 300 зерновозов). КТЖ согласились оплатить транзит этих вагонов до Казахстана, хотя цена транзита только по России составляет минимум $1200 из Белоруссии и $1300 из Латвии за вагон, сообщает «Коммерсант».
Казахстан не раз уже вводил запрет на передачу порожних вагонов по межгосударственным стыковым пунктам. В августе 2015 года он прием полувагонов чужих администраций. Тотальный запрет на чужие зерновозы также вводился не раз, например, в марте 2013 года и в январе 2014 г. Запрет двухлетней давности был введен в пик погрузочного сезона – с 23 января. Это вызвало тогда резкую реакцию российских операторов и Минтранса.
Официальной причиной в Казахстане называют всегда профицит собственного парка. Неофициальной причиной обычно называется демпинг российских операторов, чьи ставки дешевле, чем у казахских конкурентов. Запрос дорогостоящей «вагонной помощи» из третьих стран также вводится не раз. По данным «Ъ», это «личный заработок конкретных людей».
В ближайшем будущем Казахстан ожидает обострения конкуренции со стороны российских владельцев подвижного состава после введения запрета на эксплуатацию с 1 января старого подвижного состава, в том числе зерновозов. В Казахстане продление срока службы через модернизацию не запрещено. В 2016-2018 годах под списание в России попадут около 4600 зерновозов.
Алексей Усов
Источник: newdaynews.ru