Когда меня попросили рассказать о том, какой будет саудовско-иранская война, мне сначала захотелось попросить читателей посмотреть вокруг, потому что эта война уже идет. Как отмечал писатель-фантаст Уильям Гибсон (William Gibson), «будущее уже наступило, просто оно распределено еще неравномерно». Саудовская Аравия и Иран уже убивают ставленников друг друга, а также советников и военнослужащих друг друга в Йемене, Сирии, Бахрейне, а также в шиитской Восточной провинции Саудовской Аравии.
Будущее всем нам знакомо. Борьба будет усиливаться по существующим канонам, время от времени перехлестывая через край и приводя к острым прямым столкновениям, а затем будет возвращаться в свое русло и идти на чужой территории по законам войны чужими руками.
Такая опосредованная война давно уже является предпочтительным методом конфликта между этими государствами. После катастрофической восьмилетней войны против Ирака иранское руководство предпочитает действовать через своих ставленников и доверенных лиц, таких, как ливанская «Хезболла», иракские боевики-шииты, а также ХАМАС. Саудовская Аравия, у которой почти на всем протяжении ее истории не было сильной армии, тоже предпочитает вести войну чужими руками, нанося болезненные удары по своим врагам, скажем, по египетским оккупационным силам в Йемене в ходе гражданской войны 1962-1970 годов, и по Советам в Афганистане. Иран и Саудовская Аравия стараются делать так, чтобы за них воевали и гибли другие.
Факт активной поддержки Ираном шиитских боевиков хорошо задокументирован. Ливанская «Хезболла» превратилась в главное орудие иранского возмездия против Израиля, а в последнее время эта организация откликнулась на просьбу Тегерана и направила надежные сухопутные войска в Сирию, где они поддерживают и защищают режим Асада. Ливанская «Хезболла» — это не какое-то рядовое партизанское движение, поскольку у нее есть ракеты «Зильзаль-1», способные наносить удары по Тель-Авиву. Эта организация обладает мощным арсеналом современных противотанковых ракет и взрывных устройств проникающего типа, которые способны поражать израильские танки. Иран также поставил «Хезболле» современные противокорабельные ракеты С-802, которые в 2006 году повредили израильский боевой корабль, а недавно снабдил ее еще более совершенными противокорабельными ракетами «Яхонт».
Похоже, что сейчас Иран снабдил ракетами С-802 и своих союзников из числа шиитских хуситов, а те используют их при нападениях на военные корабли Объединенных Арабских Эмиратов в ходе войны в Йемене, которой руководит Эр-Рияд. Хуситы наносят тяжелые потери саудовской армии, в большом количестве уничтожая поставленные США танки и прочие бронированные машины. При этом они используют предоставленные Ираном противотанковые управляемые ракеты. Иранские ставленники захватывают территории на юге Саудовской Аравии и запускают ракеты Scud по военным базам, находящимся в глубине королевства.
В Ираке Тегеран оказывает авиационную поддержку воюющим там боевикам, а также поставляет им артиллерийские системы, средства радиоэлектронной борьбы и медицинского обеспечения. Ополченцы из организации «Бадр», являющиеся сегодня главной боевой силой шиитов в Ираке, воевали в качестве войскового соединения иранской армии в ходе войны между Ираном и Ираком. Сейчас «Бадр» возглавляет крупнейший орган безопасности Ирака министерство внутренних дел, численность которого составляет полмиллиона человек. Из шиитских боевиков сформировано боевое крыло, очень напоминающее их покровителя — Корпус стражей исламской революции (КСИР).
Сейчас в двух ключевых государствах региона активно идет процесс «хезболлизации».
Наибольшую тревогу у Саудовской Аравии вызывает то обстоятельство, что иранский блок игнорирует существующие уже давно «красные линии», проведенные в Бахрейне и в богатой нефтью Восточной провинции королевства, где большинство населения составляют шииты. В 2011 году Саудовская Аравия и ОАЭ в большом количестве направили танки и бронетранспортеры на защиту королевской семьи Бахрейна от восстания арабской весны. Этот решительный шаг, похоже, ошеломил Тегеран, который предпринял неудачную попытку убить саудовского посла в США Аделя Джубейра (Adel Jubeir). В прошлом году Иран начал все более азартно и безрассудно действовать в Бахрейне и в Восточной провинции Саудовской Аравии. Шиитские иракские боевики из группировки «Катаиб Хезболла», которая является отделением «Бадра», сотрудничают с пользующимися иранской поддержкой подпольными ячейками в Бахрейне и Восточной провинции. Они в больших количествах завозят туда современные взрывные устройства фугасного типа с совершенно очевидной целью дать местным шиитам больше возможностей для самозащиты от саудовских военных репрессий. Такая смена тактики Тегерана, несомненно, стала одной из причин, по которой правительство Саудовской Аравии недавно решило казнить шиитской диссидента из Восточной провинции шейха Нимра аль-Нимра.
Еще задолго до сегодняшней неразберихи Саудовская Аравия и прочие суннитские страны Персидского залива начали создавать свою собственную сеть подконтрольных им марионеточных сил. Первым получателем крупной военной помощи от стран Персидского залива стало пользующееся саудовской поддержкой правительство Ливана. ОАЭ в мае 2007 года направили туда девять полностью вооруженных боевых вертолетов SA-342L Gazelle с экипажами, чтобы сокрушить связанную с «Аль-Каидой» группировку «Фатх аль-Ислам» в лагере беженцев Нахр аль-Барид в Триполи. В 2009-м, спустя год после того, как саудовский король Абдалла призвал Соединенные Штаты «отрубить голову змее», разбомбив Иран, Эр-Рияд начал продлившуюся девять недель военную кампанию против хуситов на севере Йемена, в результате чего погибли 137 саудовских военнослужащих. В итоге Саудовская Аравия, Иордания и ОАЭ резко активизировали обучение воющих с хуситами боевиков, снабжая их деньгами, бронированными машинами и оружием. Сейчас страны Персидского залива и прочие союзники типа Пакистана и Сомали создают в Йемене новые марионеточные силы, чтобы помочь Саудовской Аравии в проведении военной кампании против хуситов.
Что будет дальше? Саудовцы и иранцы захотят испытать друг друга на прочность, будут демонстрировать крайние меры, но до взаимного уничтожения дело не дойдет. Иран начнет провоцировать беспорядки в Восточной провинции и в Бахрейне, а также может попытаться воспрепятствовать морским поставкам припасов через Йемен, укрепив для этого береговые ракетные батареи хуситов.
Следующим этапом в войне Саудовской Аравии с Ираном станет активизация борьбы чужими руками в Сирии. Там Эр-Рияд намерен провести свое главное сражение против Тегерана. Бывший министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Сауд аль-Фейсал (Saud al-Faisal) еще в марте 2012 года подал сигнал о том, что «вооружение сирийской оппозиции является нашим долгом». При поддержке саудовцев, катарцев и турок повстанцы на северо-западе Сирии нанесли серьезный урон танковым войскам Асада, применяя противотанковые ракеты. Следующим шагом может стать поставка зенитно-ракетных комплексов. Похоже, что коалиция под руководством США не желает вести неоднозначную в моральном плане войну в Сирии к западу от Евфрата, где главной оппозиционной силой, воюющей с ИГИЛ и с Асадом, являются радикальные салафиты, сотрудничать с которыми западные страны не могут. Однако Саудовская Аравия со своими союзниками занимается этим в Йемене вот уже пять лет и теперь может взять ведение войны к западу от Евфрата в свои руки. Складывается впечатление, что Эр-Рияд считает «Аль-Каиду на Аравийском полуострове» меньшим злом по сравнению с поддерживаемыми Ираном йеменскими хуситами. Сколько должно пройти времени, чтобы он начал точно так же смотреть на «умеренные фракции» ИГИЛ и «Джабхат ан-Нусры» в западной части Сирии?
Ни Саудовская Аравия, ни Иран не намерены вести друг с другом открытую войну, которую саудовский наследный принц и министр обороны Мухаммад ибн Салман (Mohammed bin Salman) недавно назвал «крупной катастрофой». Но всегда существует потенциал для пограничных стычек и конфликтов в прибрежных и нейтральных водах Персидского залива. Очевидными точками столкновения могут стать общие газовые месторождения и спорные острова. Иран может начать испытывать свои ракеты все ближе и ближе к морским путям и берегам Персидского залива. Две страны могут начать воздушное патрулирование, проверяя и испытывая терпение друг друга. Так уже было во время ирано-иракской войны вдоль так называемой «линии Фахда», пока саудовский перехватчик в 1984 году не сбил два иранских истребителя. Иран (или страны Персидского залива) могут применить тактику взаимного запугивания и возмездия, захватывая суда и даже устанавливая мины на торговых путях друг друга. (Иран в 1980-е годы уже пользовался такими методами.) Кроме того, стороны могут тайно применять кибернетическое оружие друг против друга, всячески отрицая этот факт.
В какой-то момент в предстоящие годы мы можем увидеть просчеты с обеих сторон, которые приведут к очень короткому, но мощному военному столкновению между Саудовской Аравией и Ираном. Это станет сигналом тревоги. Сегодня Иран и страны Персидского залива обладают намного более мощными системами вооружений, чем во время ирано-иракской войны. Современные военно-воздушные силы Саудовской Аравии и их ключевого союзника ОАЭ способны уничтожить практически все портовые сооружения, нефтяные терминалы и важнейшие предприятия Ирана, используя высокоточные боеприпасы вне зоны поражения ПВО. Иран может обрушить на береговую линию Персидского залива мощный шквал неуправляемых ракет разных типов и нанести сосредоточенные удары своими управляемыми ракетами большой дальности. В 1988 году Соединенные Штаты уничтожили военно-морские силы Ирана всего за один день боев, проведя операцию «Богомол». Но сегодня даже однодневная или двухдневная «кнопочная война» послужит для обеих стран напоминанием о том, как важно для них избегать прямого столкновения, ограничивая свои конфликты территориями незадачливых третьих сторон.
Майкл Найтс
Источник: inosmi.ru