Халатность как национальная традиция

By admin Jan 12, 2016

Главным стихийным бедствием России в ушедшем году осталась халатность, безответственность и «жизнь одним днем». Из-за маленьких и больших нарушений продолжали падать самолеты и вертолеты, гореть поля и леса, происходить другие аварии.

В уходящем 2015 году Россия, после годичного перерыва, вновь вернулась в мировые лидеры по числу погибших в авиакатастрофах. В 2015 году 224 человека стали жертвами крушения Airbus A321-231, направлявшегося из Египта в Санкт-Петербург. Такое количество погибших россиян стало самым массовым за всю историю авиакатастроф. По версии ФСБ, причиной падения самолета стало срабатывание взрывного устройства на борту. В результате было решено вовсе прекратить пассажирское авиасообщение с Египтом.

На фоне такой трагедии менее заметными оказались случаи падения самолетов и вертолетов малой авиации внутри страны. Между тем, в течение года произошло несколько десятков инцидентов, в том числе с ранеными и погибшими. Среди них самыми крупными оказались падение вертолета Ми-8 в Красноярском крае 26 ноября, в результате чего погибли 11 человек, крушение вертолета Ми-8 в Хабаровском крае 15 августа (пятеро погибших) и столкновение вертолета Robinson R-44 с гидропланом Cessna 206 в Московской области 8 августа (девять погибших). В случае столкновения вертолета и гидроплана причина произошедшего была очевидна: выяснилось, что Cessna 206 осуществлял коммерческие полеты с пассажирами на борту в развлекательных целях без лицензии, без уведомлений и согласований с госорганами.

Случаи «одиночных» катастроф требуют более глубокого расследования, однако, как правило, потом выясняется, что трагедий можно было избежать, если бы не безответственность и халатность причастных сотрудников авиации и наземных служб, а также последствия недофинансирования. В текущем году началось судебное рассмотрение дела о катастрофе самолета Ту-134 под Петрозаводском летом 2011 года. На скамье подсудимых оказались начальник управления радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Росавиации, начальник аэропорта Петрозаводска и и.о. начальника авиационной метеостанции аэропорта. Трое подсудимых обвинены в сертификации и использовании непригодного к эксплуатации оборудования. Однако подсудимые вину не признали, а начальник аэропорта заявил, что обращался в правительство Карелии с просьбой выделить деньги на замену метеорологической техники, но ничего не получил.

Состояние отечественной авиации хорошо видно и на примере решения Росавиации ограничить действие сертификата “Саратовских авиалиний”. Авиакомпании запретили выполнять международные полеты. Причиной стало то, что при выполнении рейса в Турцию в кабине пилотов на протяжении всего полета находился человек, не являющийся членом экипажа. Уже установлено, что это была родственница гендиректора “Саратовских авиалиний”. Свое жесткое решение Росавиация объяснила, напомнив, что двадцать лет назад, в 1994 году, нахождение в кабине детей командира Airbus A-310, летевшего рейсом Москва – Гонконг, привело к падению самолета. Командир решил поучить детей управлению аэробусом, а те случайно отключили автопилот.

Непорядки наблюдаются не только в гражданской авиации, но и в военной. Наибольшее количество катастроф случилось летом. 4 июня истребитель МиГ-29 потерпел крушение в районе полигона “Ашулук” в Астраханской области. Оба пилота спаслись, катапультировавшись. В тот же день в Воронежской области при посадке опрокинулся фронтовой бомбардировщик Су-34. 8 июня стратегический бомбардировщик Ту-95 загорелся, выкатившись за пределы взлетно-посадочной полосы на авиабазе “Украинка” в Амурской области, два человека погибли. 3 июля в Краснодарском крае разбился МиГ-29, экипаж успел катапультироваться. 6 июля Су-24М потерпел крушение в Хабаровском крае при взлете, два летчика погибли. 14 июля у стратегического бомбардировщика Ту-95 МС, вылетевшего с аэродрома Украинка в Амурской области, произошел отказ трех силовых установок. Экипаж в составе семи человек катапультировался, два летчика погибли.

«Это последствия того, что у нас оборонный комплекс длительное время лишался кадров, финансирования и там не обеспечивалось должное качество работы, в частности, при изготовлении тех или иных деталей военной техники”, — прокомментировал член Совета по внешней и оборонной политике, замдиректора Института США и Канады, генерал-майор Павел Золотарев.

Нелегко приходилось технике не только в воздухе, но и под водой. В апреле на судоремонтном заводе “Звездочка” загорелась атомная подводная лодка «Орел». Пострадавших, к счастью, не было. «Первопричина пожара на подводной лодке К-266 “Орел” – элементарное нарушение правил техники безопасности при проведении сварочных работ», — прокомментировал председатель Клуба моряков-подводников капитан 1 ранга Игорь Курдин.

Трагичнее оказались последствия «ненадлежащего состояния функционирования системы управления безопасностью» на гражданском траулере “Дальний Восток” в Охотском море. 2 апреля “Дальний Восток” затонул. В результате крушения 62 человека погибли, семеро пропали без вести, 63 рыбака были спасены. Следствие назвало причиной ряд нарушений и других обстоятельств, приведших к крену судна на левый бок.

Нарушение технологического процесса могло стать причиной взрыва на Тамбовском пороховом заводе 30 сентября, в результате которого погибли два человека.

Нарушения техники безопасности при эксплуатации газового оборудования происходили и в жилых домах. Взрывы бытового газа с человеческими жертвами имели место в поселке Корфовский Хабаровского края, на улице Космонавтов в Волгограде.

Природные пожары этим засушливым летом охватили Забайкальский край, Туву и Хакасию. В одной только Хакасии было возбуждено пять уголовных дел по статье “Халатность” и 10 уголовных дел по статье “Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности”. Против должностных лиц различного ранга было возбуждено 74 административных дела.

Местные власти и спасатели не оказывали должной помощи пострадавшим от пожаров, рассказал руководитель добровольческого «гуманитарного конвоя» Павел Симаков. «По моему суждению, власти не очень понимают, что им делать, ждут команд “сверху”, а у МЧС не получается координировать ситуацию. Трагедий, когда горели дома, можно было избежать, если бы вокруг населенных пунктов заранее произвели опашку. Но и сейчас, после трагедии, выводов не сделано. В поселке Шира, куда ждали Владимира Путина, продолжали стоять несколько пожарных машин, которые заливали водой еще дымящиеся дома. А вокруг Знаменки, куда президент не приедет, продолжал полыхать степной пожар, деревня по-прежнему не опахана», – сообщил Павел Симаков.

Другие регионы этим летом страдали от «большой воды». Наводнения случились в Приморском крае, Югре, Краснодарском крае. Частые наводнения случались в Сочи. Специалисты отмечали, что затопления Сочи – расплата за нерациональное строительство. «Остающаяся нерешенной со стороны городских властей проблема ливневого водоотведения в вышележащих уровнем микрорайонах, на которую неоднократно обращало внимание Федеральное дорожное агентство, в условиях опасных метеорологических явлений приводит к формированию мощного неконтролируемого поверхностного ливневого стока», — официально заявили в ФКУ Упрдор “Черноморье”.

В Югре этим летом разливалась не только вода, но и нефть. Авария произошла на трубопроводе структуры “Роснефти” – “РН-Юганскнефтегаз”. По данным Минприроды, к 8 июля площадь загрязнения составила уже 23,8 га.

Режим ЧС вводился в ноябре и на Крымском полуострове. Однако причиной были не природные факторы, а подрыв украинскими экстремистами опор линий электропередач в Херсонской области. Без света оказались более 1,6 млн крымчан. «Ни центральная власть, ни местная ничего не сделали для того, чтобы обеспечить автономное энергоснабжение Крыма и Севастополя, хотя прекрасно знали и предполагали – и я об этом говорил на самом высоком уровне – что такой вариант разворота событий возможен в любую минуту», – констатировал первый секретарь севастопольского горкома КПРФ Василий Пархоменко. Стабилизировать ситуацию удалось только в декабре, когда заработал экстренно возведенный энергомост с Кубани.

Давно пора признать, что главное стихийное бедствие России – это халатность, безответственность и «жизнь одним днем» чиновников и коммерсантов, управляющих предприятиями, отраслями и целыми регионами. Все это поощряется безнаказанностью, когда главные виновники происшествий уходят от наказаний, а виноватыми назначаются «стрелочники». Не будь такой порочной практики, многих чрезвычайных ситуаций можно было избежать, либо минимизировать их последствия. Но пока безответственность остается системой.

Дмитрий Ремизов

Источник: rosbalt.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply