Масштабная российская воздушная операция в Сирии предотвратила падение режима Асада, однако говорить о разгроме «Исламского государства» (запрещено в России) пока не приходится. Также не удалось склонить к миру и «умеренную оппозицию». Закончится ли война в Сирии в этом году? Мы предлагаем вам три возможных варианта развития событий.
1 «Все хорошо»
Наилучшим вариантом станет реализация договоренностей, заключенных «венской группой» в ноябре и поддержанных Совбезом ООН, США и Россией. Согласно им, «умеренная оппозиция» и правительство Башара Асада должны уже в январе начать переговоры о прекращении огня и разработать механизм создания временного переходного правительства. На его формирование отведено шесть месяцев. Затем должна быть принята новая конституция, а в течение 18 месяцев проведены выборы под международным контролем. В результате Асад должен «поделиться» властью с оппозицией и в перспективе покинуть свой пост. Против ИГ же должен сформироваться единый фронт: на одной стороне должны сражаться Россия, США, сирийская армия и повстанцы, Ирак, Иран и подконтрольные ему ополченцы. Эта единая коалиция должна ликвидировать контрабандную торговлю нефтью, чтобы уничтожить экономическую базу исламистов. Кроме того, крайне желательно было бы договориться с лидерами племен, с которыми ИГ делит нефтяной бизнес.
У этого сценария есть только один недостаток: он практически неосуществим. Слишком много накопилось противоречий среди участников гипотетической коалиции. Да и в Сирии оппозиция не согласиться.
2 «Все плохо»
Причин, по которым все в Сирии может пойти «не так» – множество. Во-первых, пролитая кровь с каждым днем обостряет межконфессиональные противоречия. Уже были случаи резни суннитов на освобожденных от ИГ территориях: боевики опираются на суннитское население и проводят политику террора в отношении всех остальных. Когда боевиков выбивают из населенного пункта, уцелевшие шииты, езиды и алавиты начинают мстить суннитам. Кроме того, обостряются конфликты между Ираном и Саудовской Аравией и между Россией и Турцией. В то же время, бойня в Сирии может продолжиться и после гипотетической победы над ИГ. Некоторые представители «умеренной оппозиции» заявляют, что главная проблема Сирии – не ИГ, а Асад. В случае продолжения гражданской войны вероятнее распад Сирии, а это означает, что на Ближнем востоке появится квази-государство, подконтрольное запрещенной в России радикальной группировке «Джебхат ан-Нусра».
3 Реалистичный сценарий
Вероятнее всего, ИГ в 2016 году уцелеет – его противники решают в первую очередь задачи укрепления собственного влияния в регионе и действуют не только против исламистов, но и против друг друга. Скорее всего, не будет достигнуто и перемирие в Сирии – многие группировки «оппозиции» не готовы идти на компромисс. Однако поддержка российских ВКС позволит сирийской армии удержать позиции, зачистить провинции Латакия и Тартус, после чего приступить к зачистке пригородов Дамаска. Расширение влияния ИГ возможно, однако контролируемая исламистами территория, вероятнее всего, не расширится – у них нет ресурсов для наступления в сложившихся условиях.
Источник: novopol.ru