В МИД России рассказали об основных достижениях и провалах 2015 года. Обозреватель «Эксперт Online» не согласился с расставленными акцентами и предложил свое видение.
На днях уполномоченный МИД РФ по правам человек Константин Долгов подвел дипломатические итоги 2015 года, пишет Эксперт. По его словам, главным достижением России была антитеррористическая операция в Сирии — «успешные удары российских ВКС по очагам экстремизма и терроризма на Ближнем Востоке.
Это принесло России реальное лидерство в борьбе с терроризмом. Не мнимое, как в случае с США и той коалицией, которую они возглавляют».
Провалом же он назвал «двойные стандарты, которые продолжаются в области прав человека и верховенства закона» со стороны «США, Европейского союза, других западных стран». Например, в украинском вопросе, где Запад не захотел даже повлиять на украинское руководства и заставить его отказаться от факельных маршей и неонацистских выступлений.
Сирия
Согласимся с господином Долговым в том, что российская кампания в Сирии была основным успехом 2015 года, однако смысл этого успеха не в «лидерстве в борьбе с терроризмом». Сам статус «лидера» Россия не получила да и, по большей части, он ей не нужен.
Для того, чтобы эффективно играть роль лидера, Москва должна обладать куда большими финансовыми, дипломатическими и военными (особенно с точки зрения возможностей проекции силы) ресурсами, чем у нее есть сейчас. В ином случае толку от этой роли не будет — одни расходы, обиды и теракты на собственной территории.
Поэтому Кремль полностью устраивает нынешний его статус ключевого участника конкретной антитеррористической операции в Сирии и Ираке, с конкретными задачами в этой войне. Именно ограниченность участия вкупе с ограниченностью задач (не борьба с терроризмом а поддержка наступления сирийской армии) являются залогом успешной кампании.
Дивидендами же этого успеха уже стало, во-первых, резкое повышение имиджа России на международной арене. Навязываемый западной пропагандой образ некоего пугала (агрессивного государства которое спит и видит как бы захватить Украину, Прибалтику и других соседних стран) дал серьезную трещину.
И сквозь нее западное общество увидело страну, которая, засучив рукава, взялась за борьбу с террористами. Не с неугодными диктаторами, не с повстанческими движениями, которые лишь борются за власть в своей стране — с настоящими террористами, исповедующими человеконенавистническую и антицивилизационную идеологию.
Более того, Кремль не просто вступил в эту борьбу, а вступил вежливо — согласовал свое участие с теми же США и Европой, нащупал с ними общие точки соприкосновения и достиг рамочных соглашений по Асаду и оппозиции. И это не признак слабости, а наоборот, поведение, достойное зрелой и ответственной державы. Этот серьезнейший удар по западной пропаганде и стал основным достижением российской внешней политики за последний год.
Украина
Вторым важнейшим достижением стало Минское соглашение. Вопреки стенаниям караул-патриотов, назвавшим подписанный документ капитуляцией, Москве удалось принудить западных партнеров и украинское руководство подписаться под дорожной картой по федерализации Украины и согласиться с тем, что если этой федерализации не будет, но ни Луганск, ни Донецк в состав Украины не вернуться. И теперь осталось только ждать пока наступят благоприятные условия для реализации этих соглашений.
Что же касается провалов, то их, как таковых, в 2015 году не было. Указанные господином Долговым «двойные стандарты» являются обычной практикой в дипломатии, ей следует как Запад, так и Россия. И то, что Запад не отказался в одностороннем порядке от практики двойных стандартов по Украине является не провалом российской дипломатии, а в худшем случае провалом чьих-то мечтаний и ожиданий.
Однако неудачи, конечно, были. Например, в Москве рассчитывали на больший прогресс в российско-европейских отношениях. Еще в начале 2015 года всем стало очевидно, что а) санкционный подход в отношениях с Россией бесперспективен и опасен и б) что позиции ЕС и России в отношении Украины сближаются.
Украинские власти делали для этого сближения все возможное — разрушали остатки государственности, отказывались вести себя прилично и продолжали разворовывание страны. Все большее количество европейских политиков стало воспринимать такую Украину как обузу, и в Москве рассчитывали, что такое восприятие перейдет в практическую плоскость.
Не в виде, конечно, признания Украины «российской тайгой», а хотя бы в виде отказа от санкций и совместного давления на украинское руководство с требованием выполнять Минское соглашение. Однако этого не произошло — ЕС пока не готов к трезвому подходу. Возможно, в следующем году ситуация изменится.
Турция
Ну и, конечно, неудачей можно считать разрыв отношений с Турцией. Да, турки сами стали инициаторами этого процесса и уже пожалели о своих действиях, да, Москва демонстрирует мускулы и пытается принудить турок пожалеть открыто и извиниться, однако факт остается фактом — резкое охлаждение российско-турецких отношений ослабило российские позиции на Ближнем Востоке и на Кавказе. Восстановить эти отношения уже не получится, поэтому нужно думать о том, каким станет их новый формат.
Некоторые предлагают идти дальше по конфликтному сценарию: Турция сейчас находится в очень сложном положении, и Москва вполне может взять молоток и позабивать несколько гвоздиков в “турецкий гроб”. Помочь, например, сирийским или турецким курдам, поднять вопрос о пересмотре ряда соглашений (например, о передаче туркам ряда армянских территорий).
Однако такое поведение будет не совсем верным — России нужна умеренно сильная и стабильная Турция как элемент ближневосточного баланса сил. Поэтому оптимальным вариантом будет добиться от турок извинений и на основании этого прекратить эскалацию конфликта. А вот если это не получится, если турки упрутся, то уж тогда брать в руки молоток.
Источник: baltnews.lv