Дипломатия – наука, конечно, тонкая, предназначенная зачастую для того, чтобы маскировать свои мысли и интересы, пряча за красивыми словами о дружбе и партнерстве неблаговидные поступки. Еще бы об этом не знать бывшей Блистательной Порте, некогда захватившей добрую половину Старого Света, провоцировавшей множество войн, стравливающей между собой народы и проводившей рискованные социальные эксперименты с населявшими ее людьми. Слава великих султанов не дает покоя и современным турецким властям, решившим протянуть свои щупальца на весь Ближний Восток, Кавказ, Крым, Центральную Азию и Балканы.
Спусковым крючком для рецидива имперских амбиций стала военная операция России в Сирии, поставившая крест на долгосрочных планах Турции по укреплению влияния в регионе. Правда, измельчал султан, и грозный рык турецкого волка сейчас больше напоминает тоскливый вой на недосягаемую луну.
«Мы напишем … в “Спортлото”»
Получив за подлое нападение на российский самолет режим санкций, официальная Анкара резко вспомнила о дружбе и стратегическом партнерстве. Как уверяет президент Р. Эрдоган, «мы не сторонники конфликта. Мы хотим продолжать в том же ключе наши стратегические отношения с Россией. Мы с успехом их развивали последние 10–11 лет, и мы за их продолжение». В это охотно можно было бы поверить, если бы заверения в дружбе не перемежались потоками лжи и угроз.
Касаемо того же самолета премьер-министр Турции А. Давутоглу, ранее признавший, что лично отдал приказ на уничтожение российского штурмовика, ныне «изменил показания» и утверждает, что «не давал конкретного приказа сбить российский самолет, не может быть такого приказа. Разве они могли за 17 секунд со мной связаться, чтобы я отдал приказ? Нет».
В общем, я не я, и лошадь не моя, а самолет сам упал. Слова же Р. Эрдогана и вовсе звучат оскорбительно. Вместо извинений и признания ошибки он прямо обвинил Россию во лжи: «Все началось с вскрытия «черного ящика», но информация оказалась невоспроизводимой из-за сильного повреждения самописца. У нас нет ни малейших сомнений по поводу инцидента с самолетом, поскольку наша информация – ясная и четкая. В то время как весь мир поверил в правоту Турции, эта лицемерная пропаганда показала, что у тех, кто к ней обратился, нет никаких фактов».
Как уж на сковородке, вертится Анкара и по поводу экономического сотрудничества. Как заявил вице-премьер М. Шимшек, «мы считаем Россию нашим важным партнером и не хотим напряженности в отношениях. При самом худшем сценарии Турция потеряет около 9 млрд. долл. Это порядка 0,3–0,4% нашего ВВП. Надеюсь, диалог все же будет». Правда, вместо диалога Анкара почему-то решила подать жалобу на Россию в ВТО, цинично заявив устами министра экономики М. Элиташа, что «торговля должна иметь нравственную основу». Вот уж воистину по Высоцкому: «Если вы не отзоветесь, мы напишем… в “Спортлото”».
Ярким опровержением деклараций о дружбе стала и позиция Эрдогана в отношении российской операции в Сирии. Отправляясь в конце декабря с визитом в Саудовскую Аравию, турецкий президент заявил в адрес РФ, что «нельзя просто так взять и поддержать режим (Б. Асада. – Ред.), который безжалостно убил 400 000 невинных людей посредством традиционного и химического оружия». Более того, Эрдоган едва ли не обвинил Россию в создании и поддержке ДАИШ, подчеркнув, что «это сирийский режим создал и взрастил «Исламское государство», «Рабочую партию Курдистана» и курдские «Отряды народной самообороны». Нет смысла друг друга обманывать: все эти формирования – лишь инструменты в международной игре, которая идет на сирийской земле». По словам турецкого президента, Россия и Сирия наравне с террористическими организациями уничтожают памятники истории и архитектуры, а также убивают мирных граждан.
Отказалась Турция и от взаимодействия с РФ в борьбе с терроризмом. По утверждению Эрдогана, «Сирия, Иран, Ирак и Россия сформировали в Багдаде альянс и предложили Турции присоединиться, но я сказал президенту Путину, что я не могу сидеть рядом с президентом (имелся в виду Б. Асад. – Ред.), чья легитимность находится под сомнением». Вместо этого Турция принимает активное участие в создании альтернативного «исламского» альянса под эгидой Саудовской Аравии, в который вошли также Иордания, ОАЭ, Пакистан, Бахрейн, Тунис, Судан, Сомали, Палестина, Катар, Кувейт, Ливан, Ливия, Малайзия, Египет, Нигерия, Йемен и т.д. Фактически таким образом Анкара вступает в конфликт не только с российско-иранско-сирийским союзом, но и с коалицией под эгидой США. Результаты нового объединения уже видны по резкой эскалации саудовско-иранского конфликта, который может привести к полномасштабной войне на Ближнем Востоке.
«Дружественная» Турция не гнушается даже прямыми угрозами военной агрессии. Глава турецкого МИД М. Чавушоглу посоветовал России «сидеть тихо, потому что терпение Турции не безгранично», заявив, что, «если будет необходимо, мы с НАТО и региональными союзниками сможем оккупировать Россию меньше, чем за 7 дней». Таким шустрым «оккупантам» НАТО, правда, помогать не спешит. Более того, по словам бывшего генсека альянса Х. Соланы, «растущее напряжение в отношениях Турции и России поставило под угрозу и прочность турецких позиций в Сирии, ценность Турции как участника переговорного процесса по Сирии».
Противостояние Анкары с курдами вступило в прямое противоречие с интересами США, потому турецкому волку приходится переквалифицироваться в мелкого политического шакала и бить по России исподтишка.
Внешняя агрессия и поддержка ДАИШ
Завуалированная поддержка террористических формирований в Сирии и Ираке со стороны Турции в последние недели дополнилась прямой военной агрессией против Ирака. Турция ввела десятки танков и батальон солдат на север Ирака якобы для подготовки курдов к борьбе против ДАИШ. Вопреки обязательству перед ООН освободить территорию суверенного государства, на самом деле она лишь наращивает военную группировку на границе с Ираком. Об этом свидетельствуют данные геолокации телефонов, используемых турецкими военными. Так, например, турецкие военные выкладывают фото из городов Баашиках и Багзани, расположенных на северо-востоке от Мосула. Турецкий спецназовец М. Озкан разместил в «Инстаграме» фото переброски своего батальона к границе. На плацу выстроилась сотня только прибывших военных, а сам Мустафа стоит с автоматом у пограничного забора на границе с Ираком.
На сирийском направлении Турция активно добивается создания буферной зоны на турецко-сирийской границе под официальным предлогом размещения беженцев и закрытия государственных рубежей. Развертывание Россией в приграничном сирийском районе зенитных ракетных систем С-400 ограничило возможности турецкой стороны, вызвав её настоящую ярость и вынудив перейти к более активным действиям на севере Ирака. Как заявил Р. Эрдоган каналу Al Arabiya, Москва, видите ли, постоянными бомбардировками мешает турецким планам по становлению мира на Ближнем Востоке. Именно этим и следует объяснять нападение на российский Су-24М. В районе, где турецкие ВВС сбили наш самолет и расстреляли катапультировавшегося российского пилота, под видом туркоманов дислоцировались боевики турецкой радикальной организации «Серые волки». В частности, заместителем эмира туркоманской группировки является член «Серых волков» А. Челик.
То, что Турция попытается захватить север Сирии, не вызывает сомнений и у американской разведывательно-аналитической компании Stratfor, утверждающей в докладе по политической и экономической ситуации в мире в 2016 году, что Турция, скорее всего, предпримет военную акцию на севере Сирии, а также попытается увеличить свое присутствие на севере Ирака.
Причины военной экспансии Анкары достаточно ясны. Во-первых, Турции необходимо продолжение нелегальной торговли нефтью с ДАИШ. Во-вторых, в буферной зоне турки намерены сформировать временное оппозиционное сирийское правительство, которое приобретало бы в глазах Анкары легитимность и, в конце концов, выступило бы в качестве стороны переговоров о будущем Сирии. И наконец оккупационная зона позволяет безнаказанно укрывать террористов, которых Турция продолжает активно поддерживать.
Как сообщили 29 декабря курдские СМИ, Турция объединяет «Исламское государство» и группировку «Джебхат ан-Нусра» против авиации России и коалиции «Демократические силы Сирии» (SDF). Боевики «халифата», несущие потери в сражениях с SDF, переправляются в контролируемый боевиками «ан-Нусры» город Азаз. Местные источники сообщают, что в указанном регионе периодически приземляются турецкие вертолеты, нарушая сирийское воздушное пространство. К настоящему времени зафиксирована передислокация около 850 боевиков ИГ из Дераа в Азаз. Таким образом, при непосредственном участии турецких военных идет планомерная и скоординированная переправка боевиков, несущих ощутимые потери от ударов ВКС РФ и атак SDF. Т.е. боевики «ан-Нусры» и ДАИШ объединяются в 98-километровом коридоре на сирийско-турецкой границе, где Эрдоган хотел бы сформировать буферную зону.
Курдским ополчением на северо-востоке Сирии захвачено в плен несколько боевиков ДАИШ, один из которых сообщил, что они проходили подготовку в Турции. По его словам, «в августе прошлого года я проходил тренировки у Адана под руководством командира ИГИЛ. Нас было 60 человек. Мы вставали рано утром, и у нас были ежедневные занятия спортом. Раз в неделю мы участвовали в стрельбах. Тренировались на автоматах Калашникова и пулеметах». Турецкие власти выдавали их за бойцов «Свободной сирийской армии». В провинции Салахуддин было найдено тело убитого командира ДАИШ, в мобильном телефоне которого обнаружены сообщения от турецкой разведывательной службы, направленные для обеспечения безопасного передвижения боевиков ДАИШ между Турцией и Ираком.
По данным Минобороны РФ, лишь в течение одной недели декабря из Турции на территорию Сирии было переброшено до 2000 боевиков, около 250 единиц автомобильной техники и 120 тонн боеприпасов.
Источник: politobzor.net