Тегеран запретил своим паломникам совершать хадж к мусульманским святыням в Мекке и Медине, которые находятся на территории Саудовской Аравии. Запрещен импорт в Иран саудовских товаров. Эр-Рияд собирает экстренный саммит стран Персидского залива, но в правящей династии Саудов заявляют, что войну с Ираном королевство исключает.
Казнь 2 января в Саудовской Аравии 47 человек, среди которых шиитский проповедник иранского происхождения Нимр аль-Нимр, расшатала и без того нестабильный регион. Погромы в саудовских дипмиссиях в Тегеране и Мешхеде, разрыв дипотношений между нефтеносным королевством и Ираном, отзыв из Тегерана послов Бахрейна, Катара, Судана и Сомали. Волна протестов против Эр-Рияда в шиитском мире.
Неспокойно и в самой Саудовской Аравии. Полицейские броневики забрасывают коктейлями Молотова в шиитском районе Эль-Катиф — это на востоке страны, отсюда родом казненный Нимр аль-Нимр. В результате столкновений с полицией погиб человек и пострадал 8-летний ребенок. Люди требовали у властей отдать им тела казненных. Бунт здесь для Эр-Рияда сродни катастрофе: через Эль-Катиф проходят сразу 12 нефтепроводов, суннитской правящей династии протестующие об этом напомнили – сожгли автобус нефтяной компании.
Список казненных. Сухое сообщение агентства Saudi Press. Номера и фамилии. Шиитский клирик Нимр аль-Нимр предпоследний – его обвинили в том, что он добивался иностранного вмешательства в дела королевства и не подчинялся его правителям. Вместе с ним демонстративно казнили настоящих террористов и преступников. В списке, например, Фарес аль-Шуваил, один из главных идеологов “Аль-Каиды”. Нимра хотели опорочить — приравнять к террористам. При том, что в шиитском мире популярнейший проповедник носил почетный титул аятоллы — богослова, который может выносить вердикты по самым сложным вопросам ислама.
Для правящей династии Саудов Нимр давно был костью в горле. Он открыто обвинял королевскую семью в убийствах и притеснении шиитов, призывал к равноправию в Саудовской Аравии суннитов и шиитов – шииты здесь по закону не могут занимать важные государственные посты. В 2011-м Нимр стал одним из лидеров антиправительственных выступлений в Саудовской Аравии, происходивших на фоне так называемой арабской весны. Казнь стала очередной перчаткой Эр-Рияда, брошенной в лицо Тегерану, столице шиитского мира.
Спор шиитов и суннитов имеет более чем тысячелетнюю историю. Раскол произошел во второй половине VII века после смерти пророка Мухаммеда. Шииты, кроме самого пророка, почитают его кровных наследников — зятя и двоюродного брата Мухаммеда Али, а также его сыновей Хасана и Хуссейна. Они были убиты. Причем смерть Хуссейна в 680-м году (есть исторические картинки) в битве при Кербеле — это на территории современного Ирака — шииты считают величайшей трагедией. В шиитских странах Иране, Ираке и даже в соседнем с нами Азербайджане до сих пор в память о гибели Хусейна проводят эмоциональные процессии с самоистязанием цепями и саблями.
Сунниты Хуссейна тоже почитают, но такой траур считают излишним. Для них пророк Мухаммед — исключителен, но власть в исламских государствах могла доставаться не только его потомкам. При всех теологических разногласиях и сунниты и шииты могут совершать совместный хадж в Мекку и Медину, а также ежедневный намаз. И, конечно, конфликт между суннитской Саудовской Аравией и шиитским Ираном далеко не только религиозный, ведь прозападный иранский шах, несмотря на то, что был шиитом, вполне устраивал Саудов. Но после исламской революции и прихода к власти в 1979 году аятоллы Хомейни все изменилось. В первую очередь, внешнеполитический вектор самого Ирана, отказ от американского покровительства. Были и попытки экспорта исламской революции — например, в Бахрейн в 81-м году. И, конечно, претензии нового Тегерана на лидерство в регионе, в том числе, экономическое, в Саудовской Аравии тоже не могли спустить на тормозах.
Отношения страны прекращают не впервые. 31 июля 1987 года в Мекке во время хаджа погибли более 400 иранских паломников. Во время проиранской и антиамериканской акции их обливали кипятком, в людей летели камни и даже пули. В ответ в Тегеране разгромили саудовское посольство. В 88-м отношения были разорваны.
Сейчас отмена санкций против Ирана дает стране новый шанс вырвать у Саудовской Аравии региональное лидерство, при этом США едва ли уже так охотно станут помогать Эр-Рияду – от саудовской нефти Штаты зависят все меньше, сами мечтают экспортировать сланцевые углеводороды. Потому, новый король, 80-летний Салман Аль Сауд, как может, закручивает гайки. В первый год его правления – 2015-й – в стране казнен 151 человек, это самое большое количество исполненных смертных приговоров за последние 20 лет. Западу, главным образом, США все сложнее закрывать глаза на непомерную жестокость, исходя из союзнических отношений.
В сентябре суд подтвердил приговор молодому оппозиционеру Али Мохаммеду аль-Нимру — смерть через распятие. На дворе XXI век. Политический вектор в стране катится по нисходящей. Король, едва взошедший на трон, изменил правила престолонаследия, назначив сразу двух наследников — племянника и собственного сына, он второй в очереди. До этого 79 лет трон передавался от брата к брату, а не от отца к сыну. Аль Сауд пытается закрепить свою линию правления, но ее эффективность, не говоря уже о демократичности, вызывает глубокие сомнения. Саудовская армия в Йемене показала абсолютную неспособность воевать. Тем не менее, после массовой казни коалиция во главе с Эр-Риядом прервала перемирие и нанесла авиаудары по Сане. Бомбы упали и на территории иранского посольства.
Россия призывает страны Персидского залива в конфликте между Саудовской Аравией и Ираном проявлять сдержанность. В МИД предлагают содействие в переговорном процессе между Эр-Риядом и Тегераном, чтобы не допустить обострения. С обеими столицами у Москвы партнерские отношения. Разногласия тоже, конечно, есть. Но они сугубо политические и находятся вне религиозного контекста, как бы кому ни хотелось нарисовать другую картину. Например, в Сирии, где Россия борется с терроризмом, Саудовская Аравия поддерживает суннитов — противников Асада, а иранцы-шииты воюют на стороне президента. Здесь показательны слова Владимира Путина, сказанные в документальном фильме “Миропорядок”: “Мы вообще не делаем разницы между шиитами и суннитами. У нас значительная часть нашего населения, 10 процентов, исповедуют ислам. Я уже много об этом говорил. Они такие же граждане России, как и христиане, как иудеи, и мы разницы не делаем. Мы в Сирии ни в коем случае не хотим ввязываться в какие бы то ни было межрелигиозные конфликты. У нас цель только одна — поддержать законное правительство и создать условия для политического урегулирования”.
Евгений Попов
Источник: vesti.ru