Стоило мне поместить статьи из СССР 1966 года о дерзких мечтах и планах людей того времени, как набежали “барачники” и “сортирники”. Мол, советские люди жили в бараках, и канализации у них не было – до ветру в дощатые будки с выгребными ямами бегали.
Отвечаю наотмашь. С цифрами.
В 1988 году в СССР ввели в строй 145 млн. квадратных метров жилья. Если бы такой темп хотя бы сохранялся в 1990-2015 годах (без развала страны и чудовищного падения объемов), то за четверть века было бы построено 3 млрд. 625 млн. кв. метров жилья.
Считая по советским нормам (10 квадратов на душу), это – жилье на 362 миллиона человек. То есть, на все население СССР даже с приростом. При том, что к 1981 г 80% семей в Союзе жили в отдельных квартирах или своих домах. То есть, проблема коммуналок и бараков полностью исчезала. Если же СССР применил бы новейшие технологии и методы организации строек, то в год страна вводила бы и все 200 млн. кв. м. Дальше посчитайте сами.
Переведем это на РФ-РСФСР. Ежегодные объемы ввода жилья в РФ в 1976-1986 годах – 60 млн. квадратных метров. В 1987-1989 гг. – 70 млн. То есть, за четверть века в РФ-РСФСР (без катастрофы 1991 года) могло быть построено 1 млрд. 750 млн. кв.м жилья – на 175 млн. человек.
На Украине рекордный объем строительства – 17 млн. кв.м. в 1989-м. В годы «независимости» наивысший показатель был достигнут лишь в 2013-м – 10,6 млн. кв. м. Сейчас он снова упал. Вот и считайте.
Кстати, любителям порассуждать о туалетах в дощатых будках с выгребными ямами: вы до сих пор пользуетесь построенными в СССР системами водопровода и канализации.
От редакции: В конце 80-х и 90-е я уже был вполне взрослым человеком, работал в прессе и очень, конечно, интересовался статистикой, к которой имел по роду занятий свободный доступ.
Так вот, действительно, максимальных темпов жилищного строительства мы достигли при Горбачеве, за всю нашу тысячелетнюю историю. Почему? Да потому что только ко второй половине 20 века мы вообще стали задумываться о “все возрастающих потребностях” человека – не до того было в более ранние периоды, когда страна могла заниматься только выживанием, поскольку всю дорогу балансировала на грани жизни и смерти. По существу, с 1914 по 1945 страна оружия из рук не выпускала, да и потом случались то Корейская, то Вьетнамская войны, то Ближневосточный кризис, то Карибский…
После испытания атомной бомбы Сталин на совещании в кремле сказал, что главным результатом этого события станет то, что народ в течение длительного времени сможет заниматься мирным строительством не боясь нападения извне. Тут Сталин немного ошибался – в принципе верно, но до конца 1970-х страна добивалась ядерного паритета с США. Напомню, в период Карибского кризиса ядерный потенциал СССР уступал американскому почти в 10 раз, а к концу правления Брежнева – даже немного его превосходил! Так что, кстати, орден “Победы” на груди престарелого генсека был вполне заслуженным.
Вот, собственно, только с 80-х годов и могла страна приступить к мирному строительству, не опасаясь Третьей мировой войны. Это, кстати, сразу почувствовалось во время подготовки к Московской олимпиаде, когда столица на глазах изменилась – что-то появилось для людей, как-то зашевелилось именно в плане массового потребления.
И вот к этому периоду “барачно-сортирная” тема была, конечно, очень серьезной – ракеты строили, а нужду справляла треть страны в “дощатом домике”.
Но тут следовало бы добавить, что существенная часть страны жила в сельской местности, где с нашими пространствами ни канализацию, ни централизованное водоснабжение подвести было очень непросто. Вот потихоньку и подводили – на центральных усадьбах, а уж на выселках – извините… И бараки стали постепенно уходить в прошлое. Я хорошо помню, что когда пошел в школу в Химках еще немало одноклассников жило в бараках, а к концу школы – уже ни одного. В более отдаленных местах процесс шел дольше, ну а где это происходило быстрей? С Америкой что ли равняться? Так и там в бараках жили, и сейчас еще в таком говнище порой живут – мама дорогая… Большая страна – большие проблемы, даже в малом. Вон в Китае до сих пор еще в землянках живут шахтеры кое где, но в целом страна-то строится.
Программа КПСС предполагала обеспечить каждого жителя СССР (заметим, именно Союза, а не только РСФСР) отдельным жильем к 2000 году. Она не была выполнена в силу объективных причин – с 1991 некому стало ее выполнять. Но если бы Катастрофа крушения СССР и не произошла, к 2000 году ее бы не выполнили на 100 процентов – так, процентов на 95 только. Но за следующие лет пять исполнили бы точно. Заметим, речь шла о жилье, которое предоставлялось бесплатно или почти бесплатно (кооперативы) по нынешним меркам.
И в этой бесплатности был очень серьезный стимул: жилье строилось не для извлечения некой плановой прибыли, а для решения определенной социальной задачи. Это определяло совершенно другие подходы и методы. Например, забытое сейчас слово МЖК – молодежный жилищный кооператив. Молодые люди, комсомольцы, получали от государства технику и стройматериалы, и получали возможность возвести жилье для себя своими руками. Да, на полтора-два года переквалифицировались в монтажников, бетонщиков, каменщиков – зарплату им при этом платили по нормам для строительных рабочих. Но на выходе они получали еще и жильё. Можете проехать в столичный микрорайон “Сабурово” – вот это и есть типичный МЖК.
В провинции бывало еще интересней – группе молодых семей, создавших МЖК, передавали какой-то недострой или, наоборот, старый и пришедший в негодность дом – стройте, обустраивайтесь!
На селе бывало еще проще – землю под застройку давали очень просто. А нередко и сами хозяйства под привлечение специалистов строили благоустроенные коттеджные поселки – только работай!
Строила еще и армия – сейчас уже позабыли недоброй памяти стройбаты, а ведь немало жилья введено ими.
Около 2 миллионов студентов каждое лето ехали в стройотряды – тоже строить и строить.
Практически вся страна строила и строилась, и делалось это на каких-то иных принципах. Сейчас принципы поменялись, строительство жилья стало давать колоссальную прибыль… а темпы-то упали. С чего бы? Может с того, что строит сегодня строитель явно не для себя и прекрасно понимает, что ему на его зарплату в этих хоромах не жить. Прораб, начальник участка – другое дело, но и там стимулы другие. Владелец фирмы как правило тоже не связывает объект со своими личными потребностями – там все заранее просчитано и прокредитовано.
И вот же что интересно: на рынке жилья предложение явно превышает спрос, а люди по-прежнему живут порой в бараках, в общагах (в Москве порядка 700 тысяч человек), а то и ходят в сортир “на двор”. В Москве уже нет, а отъедь чуть подальше…
Анатолий Баранов
Источник: za-nauku.ru