В стране потихоньку нарастает ощущение, что в экономике «что-то пошло не так»
Всё откровеннее высказываемое даже самыми лоялистскими государственными СМИ негативное отношение к правительству Российской Федерации (будем говорить честно, негатив не касается МИД и «силового блока») есть, судя по всему, начало полноценного «кризиса элит».
Тут всё просто.
В России, чтобы там ни говорили, за последние годы сформировалось полноценное гражданское общество.
Оно проигнорировало «болотную революцию». Оно приветствовало присоединение Крыма. Оно собирало гуманитарную помощь мятежному Донбассу. Гражданское общество отказало в любви ещё совсем недавно популярному Макаревичу, не пожелало «быть Шарли» и предпочло видеть в парках Москвы пьяных десантников, а не трезвых девиантов.
Оно собрало десятки миллионов рублей на фильм о героях-панфиловцах и прошло по стране многомиллионным “бессмертным полком”.
Это «гражданское общество» оказалось, мягко говоря, «немного не таким», каким его хотели видеть получатели “грантов на майдан”.
Однако оно и не таково, каким они начали его изображать от обиды – не гигантская “цистерна с безвольными анчоусами”.
У этого уже фактически сформировавшегося и начавшего формализоваться через различные институты «гражданского общества», внезапно, что называется, начало просыпаться самоуважение. И понимание того, что те, кто называют себя «элитами», зачастую не только не соответствуют уровню общества, которое они должны по идее представлять, но ещё и элементарно не в состоянии отвечать на «вызовы времени».
И главная претензия к тому же «либеральному блоку правительства», заметим, не в том, что они «либералы». А в том, что они, как сформулировал один публицист, «просто пустое место».
Никто не понимает смысла их пребывания во власти в кризисные времена не потому, что они «правят не туда», а потому, что они вообще никуда не правят, и никто не связывает с ними ни разочарований, ни даже надежд.
С МИДом гражданскому обществу понятно: МИД восстанавливает позиции России в мире.
С силовым блоком тоже понятно: он делает Россию сильнее и защищённее.
С президентом тоже понятно: перечисленное выше — его заслуга.
А по случаю каких успехов и во имя каких целей сидят в руководстве страны “западники” — непонятно никому.
Но это – только одна часть проблемы.
Другая заключается в том, что общество перестаёт доверять даже и официозному медиа-пространству, за исключением отельных персоналий. В смысле, условным «Киселеву-Соловьеву-Толстому» публика доверяет, а вот медиа как системе – уже, кажется, не совсем. Как мне представляется, предвестники данного кризиса проявили себя в свете недавних скандальных событий вокруг, казалось бы, изначально должного быть «вне политики» Матч-ТВ.
Так называемых «культурных элит» это, кстати, тоже касается.
И уже довольно давно.
И это, вы уж поверьте, пока ещё только цветочки.
Той же банковской и/или страховой системе России население России доверяет ещё меньше, чем медиа, просто это пока ещё не вышло в публичное пространство.
Да и вообще в стране потихоньку нарастает ощущение, что в экономике «что-то пошло не так».
А это и есть первые, но уже довольно серьезные признаки полноценного системного кризиса доверия, который формально и достаточно точно определяется именно и прежде всего как «кризис элит».
И чем дольше его не замечать, чем дольше не предпринимать мер для его купирования, тем жёстче будет последующее лечение.
Собственно говоря, в течение ХХ века подобного рода кризисы «лечились» исключительно по трем рецептам: по рецепту семнадцатого года, тридцать седьмого и девяносто первого. И я вот больше всего хочу пожелать в наступающем Новом Году моей стране и себе лично преодолеть этот кризис, не срываясь в безумие ни одного из этих трех сценариев.
И искренне надеюсь, что у настоящего руководства страны, которому граждане пока ого-го как доверяют, хватит мудрости и профессионализма пройти эту «черную полосу», о которой говорил на своей пресс-конференции президент, уверенно, спокойно и жестко, ибо и возможности, и «электоральная база», у него для этого есть.
И тогда – все у нас будет хорошо.
Потому как Россия – страна, которую еще никогда не удавалось одолеть никаким, даже самым могущественным внешним врагам.
Дмитрий Лекух
Источник: km.ru