В 2015 году Украина доказала, что она не готова сдаваться без боя. Страна объединилась перед лицом агрессии России, а президент Владимир Путин узнал, что, если он хочет реализовать свой проект Новороссии, ему потребуется нечто большее, чем несколько зеленых человечков.
Примечательно то, что Путин ни словом не обмолвился о войне на Украине во время своего декабрьского обращения к Федеральному собранию в 2015 году, в отличие от обращения, с которым он выступил в 2014 году. Разумеется, это, возможно, было частью плана, направленного на то, чтобы мировая общественность забыла об Украине. Но то, что на своей пресс-конференции Путин признал факт российского военного присутствия на Украине, доказывает, что, по его мнению, Запад уже устал от этого конфликта.
В 2015 году произошло несколько положительных изменений в вопросе Украины, исходящих от Евросоюза. Важное торговое соглашение между Евросоюзом и Украиной, необходимое для восстановления экономики этой страны, вступит в силу уже в феврале. Будем надеяться, что за этим последует введение безвизового режима для граждан Украины.
Все это можно назвать благоприятными изменениями, однако их эффект проявится нескоро. Между тем, текущая стратегия Путина на Украине, по всей видимости, заключается в попытках дестабилизировать ее. С момента начала войны в городах на востоке Украины были зафиксированы несколько мощных взрывов, в нескольких из которых погибли люди. Недавно украинские службы безопасности раскрыли террористическую ячейку в Харькове, в составе которой было восемь человек. Трое из них являются гражданами России. Такой всплеск террористической активности произошел как раз в тот момент, когда европейские страны, в том числе Италия, по слухам, обдумывали возможность снятия санкций против России. Позже Рим отверг это предположение, и срок действия санкций был продлен, однако российская пропаганда убеждает всех, что конец европейского единства неизбежен.
Американский Институт Средней Азии и Кавказа отметил, что теракты 2009-2011 годов в Грузии происходили на пике политики «перезагрузки» президента Барака Обамы. Возможно, тогда Путин пытался показать своим противникам, что они одиноки в своей борьбе. Вполне вероятно, на Украине тоже будет наблюдаться всплеск подобной активности.
Но это еще не все. Вместо того чтобы начинать новое военное наступление на суше, Путин испытывает удачу на море. 14 декабря россияне захватили две буровых установки Одесского газового месторождения, расположенные в украинских территориальных водах, в 100 километрах к востоку от украинского побережья. Российское информационное агентство ТАСС заявило, что теперь, после аннексии Крыма, эти запасы газа в шельфе Черного моря принадлежат России. Возможно, здесь присутствует военная логика. Как сообщают украинские СМИ, российская пропаганда уже заявляет, что российские буровые установки в украинских водах нуждаются в защите на случай терактов. А российское морское оружие вполне способно преодолеть расстояние между газовым месторождением и западным украинским побережьем Черного моря.
К западу от этого месторождения и ближе к украинскому побережью расположен крохотный остров Змеиный, бывшая советская база, где сейчас проживают около 100 человек. Если Россия захватит этот остров, то порт Одессы может оказаться отрезанным, что лишит Украину выхода в море, поскольку Россия уже удерживает Крым и газовые месторождения в этом районе.
В 2016 году события могут начать развиваться по сценарию, в рамках которого «одесские борцы за свободу», которые на самом деле будут российскими моряками без опознавательных знаков, захватят этот остров и объявят его частью «Одесской народной республики». Россия начнет отправлять им «гуманитарные конвои» или «гражданских активистов» из Крыма. И таким конвоям, разумеется, потребуется «защита» российских военных судов.
Одесса — русскоязычный город, и местное пророссийское террористическое движение носит название «одесское подполье». Эта группировка уже взяла на себя ответственность за несколько терактов, а один из ее участников, Алексей Албу, недавно дал интервью, в котором пообещал активизировать свою деятельность в этом районе. Если Россия захватит остров Змеиный, его можно будет превратить в военную базу, с которой боевики одесского подполья будут реализовывать свои планы, вооруженные автоматами Калашникова и гранатометами. Это станет настоящим кошмаром для торговых кораблей.
Все это кажется вам безумным и надуманным? Возможно, но два года назад таким же казался захват Крыма — по крайней мере, некоторым. Не стоит слишком радоваться тому, что Путин перестал говорить об Украине: эта страна имеет большое значение для Кремля. Возможно, проект «Южный поток» уже канул в Лету, но если Москва когда-нибудь захочет провести газопровод в Европу по южному маршруту, ей будет нелегко миновать экономические эксклюзивные зоны Украины в Черном море. Альтернативой может быть газопровод через турецкие зоны, что стало почти невозможным сейчас, или сухопутный маршрут через Грузию и Турцию. Кроме того, промышленность востока Украины тесно связана с российским военно-промышленным комплексом в таких областях, как производство ракетоносителей и турбин для атомных станций, а также строительство кораблей и самолетов.
Война, как утверждает российский писатель Аркадий Бабченко, является одной из ключевых основ режима Путина — наряду с бедностью, тюрьмами и телевидением. Будем надеяться, украинцы продолжат стоять на своем, Запад извлечет уроки из своих прежних ошибок, а Путин в 2016 году потерпит неудачу.
Аарон Корева
Источник: inosmi.ru