Судьбу таджикского урожая решают афганские бизнесмены

Судьбу таджикского урожая решают афганские бизнесмены

О том, какие изменения произошли и происходят в сельском хозяйстве Таджикистана и почему российский рынок до сих пор практически недоступен для таджикских дехкан, российскому обозревателю специально для Dialog.TJ рассказал профессор Таджикского аграрного университета им. Ш.Шотемура, доктор экономических наук Ихтиёр Ашуров.

– Ихтиёр Саидович, в одной из своих недавних публикаций я заметил, что российский рынок настолько большой, что аграрии Таджикистана, даже если будут вывозить в Россию все свои овощи, фрукты, виноград и бахчевые, не смогут полностью заполнить российские прилавки. К примеру, только вчера я купил на рынке города Владимира узбекский виноград, похожий на таджикский «тайфи», по цене 2 доллара за 1 килограмм. Люди подходили и покупали, и виноград скоро закончился. Таджикской продукции на рынке не было вообще. Что мешает росту экспорта сельхозпродукции из Таджикистана в Россию?

– Объемы экспорта по основным видам сельскохозяйственной продукции в Таджикистане снижаются. Статистика говорит о том, что в 2014 году объем экспорта ряда видов сельхозпродукции сократился.

Что касается винограда, то ежегодно в республике его производится около 200 тысяч тонн. Однако экспорт по итогам 2014 года составил всего 5 тысяч 125 тонн, т.е. 2,7% от объема производства, причем на очень небольшую сумму – $1,4 млн. Цена килограмма реализованной продукции составила $0,28; цена за килограмм винограда в прошлом году на внутреннем рынке была не менее $0,5. Доля России в экспорте винограда – 148 тонн, или 1,8%. Это мизер. На мой взгляд, решение вопроса реализации урожая должно стать программной задачей Минсельхоза и других структур.

В этом году произведено такое количество винограда, что наши дехкане говорят, что не помнят такого высокого урожая. На внутреннем рынке цена за 1 кг опустилась ниже одного сомони. К сожалению, судьбу нашего урожая часто решают афганские бизнесмены. Они берут продукцию под реализацию, и бывают случаи, что за урожай прошлых лет до сих пор оплата не произведена.

– Очень похоже на российскую ситуацию: в сентябре на поля к нашим фермерам приезжают скупщики картофеля и скупают его по низким ценам, отвозят в хранилища, а зимой продают в 5-6 раз дороже.

– У нас такая же картина. Неужели наши государственные заготовительные организации, такие как «Таджикматлубот», не способны брать на себя ответственность за заготовку, хранение и сбыт продукции? Можно ведь путем строительства больших холодильных установок сохранить выращенный урожай и затем его реализовать. Или заключить межгосударственные договоры о поставке крупных партий продукции в другие страны. Но нужны политические решения.

– Как изменились основные показатели сельского хозяйства в последние годы в сравнении с советским периодом?

– По сравнению с 1991 годом в 2014 году объем валовой продукции сельского хозяйства в растениеводстве возрос на 75,7%, в животноводстве – на 44%. В среднем рост составил 64,5%. Производство хлопка сократилось с 819,6 тысячи тонн до 372,7 тысячи тонн. Производство яиц снизилось с 454,3 до 350,0 миллионов штук.

– На снижение объемов производства хлопка повлияли гражданская война 90-х годов и последующие изменения структуры посевов. Какие еще факторы оказали наибольшее влияние на изменение структуры сельского хозяйства и объемов производства?

– Одним из основных факторов роста урожайности сельскохозяйственных культур является использование качественного семенного материала. Потребность в семенах зерновых культур высокой репродукции в 2014 году удовлетворена на 16,3%, а по картофелю – несколько меньше.

В советский период почти во всех крупных хозяйствах республики действовали семеноводческие лаборатории, сейчас их нет. Из-за этого дехкане ведут сев семенным материалом низкого качества, без лабораторной проверки. Семян, поступивших из-за рубежа, мало, и они не всегда соответствуют климатическим условиям РТ.

Другой фактор – соблюдение правил севооборота сельскохозяйственных культур. К примеру, рекомендации ученых сеять на одном участке зерновые не более чем 4 года в настоящее время грубо нарушаются.

Немаловажную роль в росте урожайности сельскохозяйственных культур играют минеральные удобрения. Согласно нашим расчетам, уровень потребности республики в минеральных удобрениях по зерну обеспечивается лишь на 15,6%, по картофелю – на 42,3%, по овощам – на 14,1%, по бахчевым – на 26,9%, по кормовым культурам – только на 9,2%.

– Интересно, а какова норма внесения минеральных удобрений на 1 гектар хлопчатника?

– Согласно технологической карте, на 1 га хлопчатника необходимо внести около 1 тонны минеральных удобрений. Фактически же в 2014 году внесено 152 кг минеральных удобрений, что составляет 15,2% потребности.

– А насколько выгодно сегодня в Таджикистане заниматься сельским хозяйством?

– Валовой доход дехкан с 1 га пшеницы при урожайности 26,5 ц зерна и столько же соломы составляет 5,3 тысячи сомони. Средняя прибыль в растениеводстве за месяц – 133 сомони.

– В 2004 году в Курской области России я лично видел, как работает американский трактор «Джон Дир». Когда из кабины трактора вышел тракторист, я спросил его, сколько гектаров он засеял за посевную кампанию. Он ответил: 5 тысяч гектаров.

– К сожалению, уровень обеспеченности техникой сегодня низкий: тракторами – примерно на 57,4%, зерноуборочными комбайнами – на 10,7%, тракторными прицепами – на 33,9%, культиваторами – на 31,6%.

Кроме того, на рост производительности труда также влияет уровень образования сельхозработников. Из 480 руководителей дехканских хозяйств лишь 133 имели высшее образование.

– Во всем мире успех в сельском хозяйстве зависит от объемов кредитования. Как с этим сегодня обстоят дела?

– В 2014 году сельскохозяйственным организациям за счет всех источников выделены кредитные ресурсы [в размере] 794,2 млн сомони, в расчете на 1 га сельхозугодий – всего 220 сомони. Это крайне мало.

– Президент Таджикистана уже несколько раз призывал население республики делать двухгодичный запас продовольствия? С чем это связано?

– У президента – больше информации, и он хороший аналитик. Президент знает, что республика пока не может обеспечить себя продовольствием. Сегодня мы обеспечиваем себя только картофелем и овощами.

Исходя из нормативного потребления основных продуктов питания на душу населения, соответствуют нормам только хлебные продукты, картофель и овощи. Потребление по другим видам питания – существенно ниже. Этот факт не скрывается, и власть открыто говорит о необходимости решения проблемы продовольственной безопасности.

Пак Александр

Источник: kazakh-zerno.kz

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий