Американская компания уволила 190 работников-мусульман, которые попытались навязать предприятию собственные правила игры. Они устроили забастовку, требуя ввести регулярные перерывы на молитву. Возможна ли такая ситуация в Германии?
В минувшем году беженцы стали в Германии проблемой номер один и, возможно, останутся ею в наступившем. Причём тревожные ожидания немцев связаны не столько с экономическим аспектом, сколько с интеграционным. Верится, что в итоге ресурсов страны и терпения её жителей вполне хватит, чтобы справиться с беспрецедентным наплывом иммигрантов, но будущее наше полностью зависит от того, как ситуация будет развиваться дальше.
Если беженцы в основной своей массе станут жить по немецким законам, принимая местные правила игры, тогда всё будет нормально – даже с учётом некоторых почти традиционных проблем с интеграцией. И совсем другое дело, если новоиспечённые иммигранты, пользуясь своей многочисленностью, попытаются диктовать приютившей их стране свои традиции и правила. Каким образом это может быть сделано, показывает недавний пример американского штата Колорадо.
Мусульмане, занятые на мясокомбинате концерна Cargill в городе Форт-Морган, устроили забастовку, требуя от администрации ввести дополнительные перерывы для совершения намаза. Уже имеющихся во время рабочего дня пауз им было недостаточно. Руководство отреагировало оперативно и жёстко: 190 работников немедленно уволили. И не за то, что они мусульмане, а за то, что организованно не вышли на работу. А по какой причине – это уже другой вопрос, который за счёт увольнений вряд ли может быть разрешён.
Как утверждает газета Denver Post, вопрос о молитвах во время рабочего дня возникает на комбинате уже не впервые. С 2009 года здесь существует специальное помещение для отправления религиозных обрядов, но нет единого мнения по поводу того, как часто и долго можно молиться, а также сколько человек могут делать это одновременно. С точки зрения администрации, у работников вполне достаточно возможностей для молитв: к их услугам получасовой обеденный перерыв, а также дополнительная 15-минутная пауза. Мусульмане считают, что руководство могло бы пойти им навстречу и выделить дополнительное время. «Круглый стол» с участием представителей администрации, профсоюзов и работников-мусульман не привёл стороны к согласию.
Незадолго до Рождества 190 человек решили бастовать. Администрация предупредила: тот, кто больше трёх дней не выйдет на работу без уважительной причины, будет уволен. Что впоследствии и произошло. Исламская правозащитная организация CAIR сразу высказала своё возмущение и назвала действия руководства комбината «дискриминирующим поведением». Её представитель Джайлани Хуссейн (Jaylani Hussein) в беседе с журналистами говорил о важности намаза для правоверных мусульман: «Для них пропустить молитву хуже, чем потерять работу». В свою очередь, официальный представитель концерна Cargill Майк Мартин (Mike Martin) посетовал на невыполнимость требований работников: «Они настаивают на том, чтобы ходить на молитву большими группами, однако это мешает процессу производства».
Как бы то ни было, предпринятая работниками попытка силового давления на администрацию комбината, которую можно расценивать как пробный шар, не удалась. И это чёткий сигнал для всех занятых на предприятии мусульман, а их там работает более 600 – в основном сомалийцы. В данном случае у администрации предприятия имелся достаточный юридический повод для увольнения бастующих. А как выглядит похожая ситуация в Германии?
Хотя у нас довольно много работников, исповедующих ислам, число спорных случаев из-за молитвенных пауз пока что незначительно. По поводу забастовок в немецком трудовом праве соблюдается основной принцип: если не работаешь, то не получаешь и зарплату. Это касается как отсутствия в течение нескольких дней, так и кратковременного прерывания работы. Но на практике администрация часто смотрит сквозь пальцы на кофе- и чаепития, а также на перекуры.
С перерывами на молитву ситуация сложнее. Характер прецедента имеет решение окружного суда по трудовым вопросам, принятое в 2002 году в вестфальском Хамме (LAG Hamm, Az. 5 Sa 1782/01). Разбирая конфликт между работником-турком и его работодателем, судья посчитал, что мусульманин имеет возможность молиться во время официальных рабочих перерывов. Тем более что согласно исламскому вероучению это не возбраняется: намаз может быть перенесён на несколько часов. В целом немецкие работодатели обязаны принимать во внимание факторы, связанные с вероисповеданием их сотрудников. Но каждый случай рассматривается отдельно, и он не должен приводить к невыполнению обязательств работника по трудовому договору.
Сергей Прокошенко
Источник: rg-rb.de