Что ждет автопутешественника на дорогах Грузии?

Что ждет автопутешественника на дорогах Грузии?

Горные серпантины, никогда не утихающие звуки клаксонов и строгие полицейские — корреспондент «Газеты.Ru» съездил на автомобиле в Грузию и выяснил, что слышали о ПДД местные водители, как в стране обстоят дела с дорогами и как ведет себя легендарная дорожная полиция, которая не берет взятки.

Для российского автопутешественника Грузия начинается со знаменитой Военно-грузинской дороги, построенной еще в 1799 году. Эта трасса соединяет Владикавказ и Тбилиси и в настоящее время фактически является единственным вариантом попасть в страну на автомобильном транспорте. Есть еще построенная на закате СССР Транскавказская магистраль (ТрансКАМ), которая ведет от Владикавказа в грузинский Гори. Трасса проходит через Южную Осетию, являясь для данной республики единственной связью с Россией. Из-за многолетнего конфликта в регионе дальше Цхинвали по этой дороге проехать нельзя, поэтому для поездки в саму Грузию эта дорога никак не подходит. Хотя далекий от политики «Яндекс.Навигатор» все равно прокладывает маршрут в Грузию по этой трассе.

Военно-грузинская дорога, возможно, одна из лучших в Грузии по красоте окружающих пейзажей, качеству полотна и безопасности — отбойники стоят практически на всем пути от границы с Россией до самого Тбилиси. Однако на протяжении 200 км попадается пара бездорожных участков без асфальта, которые неспешно ремонтируются.

Сразу после границы трасса оказывается совсем высоко в горах, привычно петляя по серпантину. Двигаясь в таких условиях, стоит быть готовым к тому, что за резким поворотом перед вами возникнет стадо овец, которых пастухи гонят на пастбище. Чтобы проехать «овечью пробку», нужна настойчивость: скотина до последнего не желает потесниться, но в момент, когда кажется, что столкновение неизбежно, уступает дорогу.

Кроме того, в самых неожиданных местах через проезжую часть могут неспешно брести и другие домашние животные, например коровы или ослы.

Что касается поездок в зимний период, то путешественникам стоит иметь в виду, что из-за сильных снегопадов и частых лавин Военно-грузинская дорога часто перекрывается

— ждать, пока дорожники расчистят снежные завалы, иногда приходится несколько дней.

В самом Тбилиси дороги пока не успели привести в порядок. Добравшись в столицу Грузии на автомобиле, его лучше припарковать, а по городу передвигаться пешком или на общественном транспорте. Однако во многих других городах, например в Гори или Кутаиси, дороги вполне приличные.

 

Крупные автострады, соединяющие регионы страны, также находятся в хорошем состоянии — с дорожным покрытием, разметкой и указателями проблем, как правило, нет. Однако свернуть с трассы на городской легковушке получается не всегда: асфальт на второстепенных дорогах, ведущих к отмеченным в путеводителях местам, бывает сильно разбит.

 

Несмолкающие клаксоны

Отдельного описания заслуживают грузинские водители, поведение которых на дороге у путешественника вызывает как минимум недоумение. Местные автомобилисты имеют привычку беспричинно подавать звуковые сигналы. Сами грузины поясняют, что они в целом нация шумная, поэтому, завидев на дороге знакомого, едущего в автомобиле или идущего пешком, не стесняются воспользоваться клаксоном, чтобы поприветствовать его. Разумеется, подают звуковые сигналы и реагируя на поведение других водителей. Но в итоге не знакомому с местными особенностями человеку понять, по какому поводу был применен клаксон, весьма сложно.

 

Кроме того, местные водители склонны к тотальному игнорированию знаков и дорожной разметки. Правда, и сама разметка во многих городах, в том числе и в Тбилиси, практически не видна. Впрочем, при желании у любого местного автомобилиста можно выявить целый букет нарушений — ездят здесь, руководствуясь не столько правилами, сколько инстинктом.

В дополнение к этому массово нарушают ПДД и пешеходы, которые не пользуются зебрами а перебегают проезжую часть в самых опасных и неожиданных местах. Пропускать пешеходов в Грузии не принято даже на зебрах со светофорами.

Неудивительно, что в 2015 году в Грузии фиксируются самые высокие показатели аварийности за последние семь лет. Так, в январе — июне текущего года на дорогах страны в авариях погибли 284 человека, а травмы получили 4,1 тыс. человек. В России за аналогичный период жертвами ДТП стали 9,7 тыс. человек, а травмированы — 99,7 тыс. человек.

В абсолютных цифрах жертв ДТП в России, конечно, больше. Однако с учетом разницы в уровне автомобилизации — около 50 млн автомобилей в России против 1 млн в Грузии — показатели аварийности в России оказываются все-таки ниже. Среди основных причин серьезных ДТП здесь превышение скорости, выезд на встречку и езда в состоянии алкогольного опьянения.

Грузинский автопарк

Встретить даже более или менее новую модель автомобиля на дороге в Грузии практически невозможно. Преимущественно грузины ездят на седанах Mercedes-Benz и BMW начала 2000-х годов выпуска. Автовладельцы объясняют свой выбор тем, что запчасти на эти машины стоят в Грузии, в отличие от России, очень дешево и всегда есть в наличии, а сами автомобили — надежные и ломаются очень редко.

Дорожная полиция — строгая и неподкупная

 

Обращает на себя внимание и работа дорожной полиции, о реформе которой из-за ее эффективности так не любят писать российские журналисты. Являясь одним из видимых достижений команды экс-президента Михаила Саакашвили, местная ГАИ стала, по сути, визитной карточкой страны, которая смогла сделать вполне осязаемый рывок в борьбе с коррупцией, предпочитая конкретные дела многолетним заклинаниям политиков с телеэкрана.

 

В 2004 году при кардинальном реформировании МВД местные власти, которыми тогда руководил Михаил Саакашвили, дорожную полицию полностью расформировали — в течение нескольких месяцев на дорогах вообще никто ничего не контролировал. Затем дорожных полицейских набрали заново, причем в основном среди «гражданских». Все патрульные автомобили оборудовали видеокамерами и диктофонами для контроля действий полицейских, а им самим во много раз подняли зарплату — она стала намного превышать средний уровень по стране, так что желающих рискнуть такой работой практически не стало. Местные водители утверждают, что сегодня даже форма гаишников оснащается компактными камерами, чтобы не было соблазна отвести нарушителя в сторонку и договориться о взятке. Кроме того, по словам грузинских автомобилистов, в один экипаж ставят только полицейских, живущих в разных местах, чтобы исключить вероятность того, что они знакомы между собой. Сотрудников в нарядах меняют очень часто — примерно каждые две недели.

Практически во всех отделениях дорожной полиции в Грузии стены сделаны из прозрачных материалов для демонстрации открытости ведомства, с одной стороны, и удобства наблюдения за нарушителями — с другой. При этом всевозможные процедуры для местных водителей были максимально упрощены с точки зрения бюрократии.

С одной стороны, ходит миф, что местные полисмены весьма строгие и любое запримеченное ими нарушение незамедлительно пресекается, а нарушитель — наказывается штрафом. На самом деле привлекаются к ответственности только водители, грубо нарушившие ПДД. В случае, например, нарушений правил парковки инспекторы даже не выходят из патрульной машины, а властным голосом через громкоговоритель требуют от водителя, если тот сидит за рулем, перепарковаться.

Штрафы

Дорожные штрафы в Грузии, где уровень жизни все же пока уступает российскому, не такие суровые. Например, обгон по встречной полосе в запрещенном месте обойдется в 50 лари (около 1,4 тыс. руб.). В России обгон по встречке наказывается лишением прав на срок от четырех до шести месяцев.

При этом на обгон в запрещенных местах регулярно идут практически все местные водители.

Дело в том, что действие знака «Обгон запрещен» на грузинских дорогах может длиться несколько десятков километров — все это время, если не нарушить ПДД, придется тащиться чуть ли не с пешеходной скоростью, на которой здесь идут перегруженные фуры. Да и рискует водитель лишь деньгами, но не водительским удостоверением.

Однако некоторые нарушения контролируются особенно пристально, и штрафы за них намного выше, чем в России. Например, непристегнутый ремень фиксируют дорожные камеры, а наказание за него составляет в переводе на российскую валюту около 1,1 тыс. руб. (в России — 500 руб.).

Если не заплатить штрафы в течение месяца и покинуть страну, то приехать еще раз за рулем автомобиля уже не получится. Таможенники проверяют всех въезжающих в Грузию водителей на предмет просроченной уплаты штрафов и не пускают в страну должников. В качестве пассажира в машине или на самолете посетить Грузию можно будет без проблем.


Обращает на себя внимание и работа дорожной полиции, о реформе которой из-за ее эффективности так не любят писать российские журналисты. Являясь одним из видимых достижений команды экс-президента Михаила Саакашвили, местная ГАИ стала, по сути, визитной карточкой страны, которая смогла сделать вполне осязаемый рывок в борьбе с коррупцией, предпочитая конкретные дела многолетним заклинаниям политиков с телеэкрана.

В 2004 году при кардинальном реформировании МВД местные власти, которыми тогда руководил Михаил Саакашвили, дорожную полицию полностью расформировали — в течение нескольких месяцев на дорогах вообще никто ничего не контролировал. Затем дорожных полицейских набрали заново, причем в основном среди «гражданских». Все патрульные автомобили оборудовали видеокамерами и диктофонами для контроля действий полицейских, а им самим во много раз подняли зарплату — она стала намного превышать средний уровень по стране, так что желающих рискнуть такой работой практически не стало. Местные водители утверждают, что сегодня даже форма гаишников оснащается компактными камерами, чтобы не было соблазна отвести нарушителя в сторонку и договориться о взятке. Кроме того, по словам грузинских автомобилистов, в один экипаж ставят только полицейских, живущих в разных местах, чтобы исключить вероятность того, что они знакомы между собой. Сотрудников в нарядах меняют очень часто — примерно каждые две недели.

Практически во всех отделениях дорожной полиции в Грузии стены сделаны из прозрачных материалов для демонстрации открытости ведомства, с одной стороны, и удобства наблюдения за нарушителями — с другой. При этом всевозможные процедуры для местных водителей были максимально упрощены с точки зрения бюрократии.

С одной стороны, ходит миф, что местные полисмены весьма строгие и любое запримеченное ими нарушение незамедлительно пресекается, а нарушитель — наказывается штрафом. На самом деле привлекаются к ответственности только водители, грубо нарушившие ПДД. В случае, например, нарушений правил парковки инспекторы даже не выходят из патрульной машины, а властным голосом через громкоговоритель требуют от водителя, если тот сидит за рулем, перепарковаться.

Штрафы

Дорожные штрафы в Грузии, где уровень жизни все же пока уступает российскому, не такие суровые. Например, обгон по встречной полосе в запрещенном месте обойдется в 50 лари (около 1,4 тыс. руб.). В России обгон по встречке наказывается лишением прав на срок от четырех до шести месяцев.

При этом на обгон в запрещенных местах регулярно идут практически все местные водители.

Дело в том, что действие знака «Обгон запрещен» на грузинских дорогах может длиться несколько десятков километров — все это время, если не нарушить ПДД, придется тащиться чуть ли не с пешеходной скоростью, на которой здесь идут перегруженные фуры. Да и рискует водитель лишь деньгами, но не водительским удостоверением.

Однако некоторые нарушения контролируются особенно пристально, и штрафы за них намного выше, чем в России. Например, непристегнутый ремень фиксируют дорожные камеры, а наказание за него составляет в переводе на российскую валюту около 1,1 тыс. руб. (в России — 500 руб.).

Если не заплатить штрафы в течение месяца и покинуть страну, то приехать еще раз за рулем автомобиля уже не получится. Таможенники проверяют всех въезжающих в Грузию водителей на предмет просроченной уплаты штрафов и не пускают в страну должников. В качестве пассажира в машине или на самолете посетить Грузию можно будет без проблем.


Даниил Ломакин

Источник: kavpolit.com

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий