Призрак войны между Саудовской Аравией и Ираном заставляет экспертов заняться сравнением вооружённых сил обеих стран. Военный обозреватель The National Interest Дэйв Мажумдар написал две статьи, в каждой из которых он представил пять видов оружия той и другой стороны, которых больше всего следует опасаться противникам.
Но при внимательном сравнении двух статей возникло ощущение, что автор ставил какие-то иные задачи, нежели сравнение военной мощи стран.
Сами посудите. В статье, посвящённой пятёрке наиболее опасных видов оружия Саудовской Аравии, представлена современная техника: два самолёта, вертолёт, танк и фрегат. Создаётся ощущение внушительной силы.
А вот в статье, посвящённой Ирану, первым пунктом идёт спецназ, который, по оговорке самого автора, оружием не является. Из техники упомянуты быстроходные катера и сверхмалые подводные лодки, которые могут использоваться спецназом для доставки бойцов на территорию противника. Про иранские ВВС, ПВО, танки не сказано ни слова, зато упоминаются баллистические и крылатые ракеты.
Если поставить эти две статьи рядом, то можно подумать, что у Саудовской Аравии есть силы для полномасштабной военной операции, а Иран может позволить себе только партизанские вылазки, диверсии, да немного ракетами издалека пострелять.
В связи со всем выше сказанным будет неплохо добавить к этим обзорам толику объективности.
Мнимая военная мощь Саудовской Аравии
С объективной точки зрения, финансовые возможности для вооружения у саудитов гораздо выше, чем у иранцев. Военный бюджет СА в пять раз больше, чем у Ирана, и он занимает четвертое место в мире.
Крепкая дружба с США и деньги позволяли Саудовской Аравии покупать любое оружие в любом количестве. Иран же находился под санкциями, а потому не мог себе позволить даже нормально ремонтировать и модернизировать технику, купленную до санкций. Ирану пришлось заботиться о себе самому.
Богатство саудовских шейхов подчёркнуто в списке, представленной в обзоре технике. Это американские самолёты F-15 «Eagle» разных модификаций, американские же танки «Абрамс» и вертолёты «Апач». В Европе саудиты купили новенькие многоцелевые истребители «Eurofighter Typhoon» и фрегаты класса «Эр-Рияд», построенные во Франции на базе французского «Ла Файетта».
Что тут бросается в глаза? Три вида американской техники, по которой давно уже имеется куча критических обзоров, где все машины разобраны до винтика и показано, что американцы – отличные рекламщики. Это раз. А два: «Абрамс» 88 года и «Абрамс» и 2011 года – это все таки две очень разные по боевым возможностям машины. И сколько у саудитов новых танков – большой вопрос.
Дэйв Мажумдар фактически тоже занимается рекламой. Посыл-то очевиден. При тех деньгах, которые есть у саудитов, они могут позволить себе покупать лучшее из существующего. Раз они выбрали такую технику, то, значит, она и есть лучшая.
А теперь вопрос: «Почему у такой богатой страны вся военная техника иностранная?»
Да потому, граждане, что нет у Саудовской Аравии ни одного полноценного военного производства. Нет в этой стране необходимых научно-технических кадров и соответствующей научно-производственной базы. Даже специалисты для ремонтных заводов и управленцы высшего и среднего звена завозятся из-за рубежа.
Как нам пишет «Зарубежное военное обозрение»:
«Современные возможности военной промышленности Саудовской Аравии не позволяют обеспечивать потребности национальных вооруженных сил, а их техническая оснащенность практически целиком зависит от импорта современных видов ВВТ».
Вся военная мощь Саудовской Аравии выглядит теперь колоссом на глиняных ногах. Это мы на деле в Йемене и видим, чего в реальности стоят саудовские вояки. Влезть в войну с Ираном они смогут только при технической поддержке США и гарантированной доставке комплектующих для ремонта военных машин.
Иран – опора на свои силы
Свой обзор по Ирану Дэйв Мажумдар начал со спецподразделения «КОДС» -Корпуса стражей исламской революции. Так не пойдёт. Если уж про саудитов он начал с авиации, то логично противопоставить ей иранское ПВО. А ПВО там очень даже. Далеко ходить не будем, а снова заглянем в «Зарубежное военное обозрение» и прочтём статью «Зенитные ракетные комплексы системы ПВО вооружённых сил Ирана (2015)», сразу перейдя к выводу:
«В составе системы ПВО Ирана используется широкая линейка зенитных ракетных комплексов ПВО, включающая образцы как зарубежного производства, так и собственной разработки. Работы по модернизации имеющихся средств и систем ПВО страны проводятся с задействованием национальной научно-технической базы. В целом ЗРК системы ПВО Ирана способны обеспечить прикрытие подразделений и важных объектов страны от ограниченного удара средств воздушного нападения».
Что здесь следует отметить? В отличие от Саудовской Аравии, Иран не завязан полностью на импорт. У Ирана есть и собственное производство систем ПВО, и собственная научно-техническая база. Если даже в случае войны Ирану перекроют все зарубежные поставки, он всё равно сможет обеспечить защиту своего воздушного пространства.
И среди многих средств ПВО в том числе имеются законченные только в прошлом году «Бавар» 373, которые схожи по своим возможностям с легендарными русскими С-300. Что-то о них Дэйв Мажумдар не вспоминает.
Так что долетят ли саудовские F-15 «Eagle» до Тегерана, это ещё бабушка надвое сказала.
Про танки говорить ещё рано, поскольку до наземной операции нужно дожить, но очевидно, что Персидский залив станет важным театром военных действий. Саудовская Аравия может похвастать тремя фрегатами класса «Эр-Рияд». Хорошие, наверное, корабли. Только против них у Ирана есть три замечательные подводные лодки нашего проекта «Палтус». Между прочим, самые бесшумные дизельные подводные лодки. А ещё есть целая флотилия из 20 сверхмалых подводных лодок собственного производства, которые могут и мины поставить, и спецназ доставить, куда надо.
Что же в целом есть у Ирана на море, рассказывает обзор всё из того же «Зарубежного военного обозрения». Вывод, который делает автор, весьма неутешителен для Эр-Рияда (и для «Эр-Риядов» тоже):
«ВМС Ирана на сегодняшний день и обозримую перспективу являются мощнейшими в регионе. Практические шаги в области реформирования и совершенствования военно-морской составляющей вооруженных сил, предпринимаемые иранским руководством, позволят оптимизировать структуру оперативных соединений, повысить боевые возможности ВМС по решению задач обеспечения национальных интересов страны не только в традиционных зонах ответственности, но и за их пределами».
Неправ обозреватель The National Interest: Иран способен вести полноценную войну, а не только заниматься партизанщиной, как хотел нас убедить, а заодно и прорекламировать американскую технику Дэйв Муджумар. Преимущество Ирана заключается в наличии собственной научно-производственной базы и развитого военно-промышленного комплекса, которые смогут обеспечить оборону страны в случае войны даже при полном закрытии импорта.
Так что лучше читать наше «Зарубежное военное обозрение» и не попадать на удочку американских рекламщиков.
Сергей Черкасов
Источник: cont.ws