Почему саудиты поссорились с иранцами

Почему саудиты поссорились с иранцами

То, что должно было случиться давно, случилось вчера: Саудовская Аравия разорвала дипломатические отношения с Ираном. Хотя Тегеран, на мой взгляд, вел себя вполне цивилизованно — не провоцировал беспорядки, хотя мог, а, наоборот, даже арестовал сорок человек, забросавших посольство в столице и консульство в Мешхеде «коктейлями Молотова».

Поводом к конфликту послужила казнь саудитами 47 человек и среди них — шиитского шейха Нимра ан-Нимра. Проповедник был мирным человеком и подчеркнуто не носил оружия. Не призывал к насилию даже в 2012 году, когда поддержал восстание единоверцев против монархии.


Саудовская коалиция обрела более-менее четкие очертания: решение Саудовской Аравии поддержали только власти ОАЭ, Бахрейна и Иордании. Евросоюз осудил мягко, США вообще выразились двусмысленно, разделив ответственность за смерть полусотни человек между всеми государствами Ближнего Востока. «Мы вновь отмечаем, что лидерам стран всего региона необходимо удвоить усилия, направленные на деэскалацию», — туманно сказал официальный представитель госдепартамента США Джон Кирби.

Вашингтон постоянно чувствует себя в долгу перед Эр-Риядом, после того как бесцеремонно уничтожил Ирак — единственную здесь силу, которая была способна противостоять Ирану.

Дополнительное напряжение на Ближнем Востоке прибавит решимости тем участникам «войны всех против всех», которые, если можно так выразиться, на нашей стороне. Прежде всего, конечно, Ирану, у которого давние счеты с суннитами ваххабитского толка — Саудовской Аравии, Катара и поддерживаемого ими ИГИЛ — «Халифата».

Однако это далеко не единственная линия противостояния на Ближнем Востоке.

Не очень уютно чувствует себя Турция. Ее неоосманская концепция вызывает здесь неприязнь, так как арабы считают, что только они исповедуют расово чистый ислам. Никаких пришлых сельджуков они не приемлют. К тому же слишком долго они жили в империи и многое не могут ей простить до сих пор.

Между тем, турки уверены, что османский период был для Ближнего Востока самым стабильным. И в чем-то они правы — как бывает прав хозяин по отношению к своим смирным батракам. Словом, вряд ли турецкая экспансия на юг найдет понимание среди государств Ближнего Востока.

Сложное положение у Ирана, который считает себя самым древним государством, а остальных — плохо цивилизованными пришельцами. Впрочем, персов не любит здесь никто. Да и говорят они на непонятном языке.

Единственный бенефициар любого конфликта вне американского континента — разумеется, США. Если смотреть на происходящее из-за Атлантического океана, то активность ИГИЛ и других террористических группировок на Ближнем Востоке, в странах Магриба и к югу от Сахары, а также в России и даже в союзнической Европе вполне укладывается в доктрину управляемого хаоса. Именно поэтому вмешательство Москвы в ближневосточное урегулирование пришлось совсем некстати. Здесь должен быть один арбитр — Вашингтон.

Эффективность нашего участия отмечают в последнее время довольно часто. The Telegraph пишет без обиняков: в ситуации с Сирией и поддержкой Башара Асада российский президент заткнул за пояс Запад. Впрочем, меня всегда настораживает, когда нас нахваливают партнеры-англосаксы.

Должен признать, к полному восстановлению контроля Сирии над своими границами (с нашей помощью, конечно) я все еще отношусь довольно скептично. Даже несмотря на то, что в последнее время успехи правительственных войск налицо. К счастью, они сменили оборонительный стиль мышления на наступательный. И все же мне кажется, было бы неплохо хотя бы закрепиться на узкой, но густонаселенной полосе от побережья до шоссе Дамаск – Алеппо, которое до сих пор простреливается террористами. И только потом начинать думать о границе с Турцией, а потом и с Ираком.

У американцев свой взгляд на Ближний Восток. В своей статье для сборника «ИГИЛ как угроза международной безопасности» старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований, кандидат экономических наук, арабист Евгений Бирюков приводит карту бывшего сотрудника Пентагона полковника Р.Петерса. Она была опубликована в Armed Forces Journal в 2006 году — в то время, когда об ИГИЛ еще никто не слышал.

Примечательно, что Саудовской Аравии — главному союзнику США в регионе оставлен коротенький выход в Персидский залив, его нынешнее побережье «отдано» «Арабскому шиитскому государству» — южной части Ирака. Но что еще важнее, у саудитов «отняли» святыни — Мекку и Медину, отдав эти сакральные города «в пользование» всех мусульман. С чем Эр-Рияд не смирится никогда.

Саудиты наверняка видели эту и подобные ей американские карты Ближнего Востока, которые время от времени публикуются в открытой печати. Уверен, что доверия Вашингтону у Эр-Рияда после созерцания подобной вольной нарезки региона не прибавляется.

Сравните с тем, что у Саудовской Аравии есть сейчас.

На карте полковника Петерса мы видим город-государство Багдад, а также новые государства — «Суннитский Ирак», практически полностью совпадающий по своим границам с территорией, захваченной в Ираке ИГИЛ и, конечно, «Свободный Курдистан» — вишенку на ближневосточном торте, испеченном по американскому рецепту. Можно только догадываться о тех чувствах, которые вызывают подобные веселые картинки у Турции и Ирана.

На захват Сирии в то время еще не было планов — они появились позже и, скорее всего, не у США, а у созданного при их непосредственном участии «Халифата», который расчищает себе место под знойным солнцем. Ему очень нужен выход к морю.

Но управляемый хаос означает, что усилия террористов направляются умелой и жесткой рукой — американцы не желают усиления ИГИЛ, им вполне достаточно того, что есть сейчас. Поэтому стремление «Халифата» к портам Сирии и Ливана пресекается бомбардировками.

Однако после появления на театре военных действий ВКС РФ защиты от экспансии ИГИЛ к прибрежной Сирии уже не требуется. Американцы действительно озадачены — новый игрок явно не учитывался в их планах. Пока договариваемся в цивилизованных рамках, даже удалось составить взаимоприемлемый текст резолюции ООН.

Казнью шейха Нимра ан-Нимра Саудовская Аравия добавила интригу в ближневосточный конфликт. Монархия продемонстрировала независимость и решимость в отстаивании собственных принципов. Но при этом нажила себе врагов, которых ей и без того хватает в этом бурлящем страстями регионе. Самые главные события в нем, на мой взгляд, еще не начались.

Источник: pavel-shipilin.livejournal.com

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий