В 2016 году истекает время действия второго Минского соглашения. Неисполнение условий минского мирного меморандума к отведённому сроку чревато возобновлением войны на Донбассе. В срыве мирного процесса не заинтересованы гаранты Минских соглашений – Германия, Франция и Россия: их давление на стороны конфликта – Украину и сепаратистов Донбасса – по-прежнему является главным условием того, что гражданское противостояние на Юго-Востоке Украины не перерастёт в новый раунд полномасштабной войны.
В полной мере второе Минское соглашение не выполнялось никогда. В первый раз оно было нарушено буквально в день подписания, когда президент Украины Пётр Порошенко заявил, что никакого особого статуса Украина предоставлять Донбассу не станет.
Бои в районе Дебальцево продолжались несколько дней после подписания соглашений и даже после начала действия режима прекращения огня. Этот режим обе стороны нарушали всё время действия Минских соглашений, неизменно обвиняя в этом друг друга. Со стороны Украины даже наблюдалось бахвальство нарушением соглашений: в мае президент Порошенко заявил, что дело чести для украинской армии – отвоевать обратно Донецкий аэропорт.
Если все эти месяцы военная часть плана мирного урегулирования на Донбассе всё же выполнялась, то по двум причинам.
Во-первых, все заинтересованные стороны упорно игнорировали прецеденты с нарушением режима прекращения огня, не придавая им принципиальный характер, и принуждали участников конфликта всё дальше отводить свои вооружения.
Во-вторых, гаранты выполнения второго Минского соглашения всё это время были крайне заинтересованы в мирном урегулировании, из-за чего и оказывали давление как на самопровозглашённые республики Донбасса (Москва), так и на украинское руководство (Брюссель, Берлин). Ярче всего это проявилось в конце августа, когда, в момент очередного возобновления обстрелов с украинской стороны, президента Порошенко прямо в День независимости Украины вызвали в Германию: после беседы с Ангелой Меркель Порошенко вернулся в Киев очень угрюмый, а обстрелы с украинской стороны вдруг неожиданно прекратились.
Поэтому основная надежда на то, что мирный процесс на Юго-Востоке Украины будет продолжен и в 2016 году, заключается в том, что в этом по-прежнему будут заинтересованы страны – гаранты мира в Европе: Германия, Франция и Россия.
Москве возобновление войны на Донбассе не нужно категорически: в минувшем году Россия очень многое сделала для выхода из международного кризиса, поэтому возобновление боевых действий на Юго-Востоке, учитывая, что на Западе не отделяют от России ополченцев ДНР и ЛНР, считая их единым военным и политическим субъектом, будет безусловным внешнеполитическим провалом. Поэтому Москва не заинтересована в возобновлении военных действий и может и дальше использовать своё влияние на руководство самопровозглашённых республик для сдерживания их наступательных порывов.
Официальные Берлин и Париж возобновления войны на Донбассе не хотят тем более. Здесь надо учитывать, что в 2017 году у Ангелы Меркель и Франсуа Олланда выборы. Много ли смогут предъявить своим избирателям лидеры Германии и Франции, если им так и не удастся добиться мира в Европе? Зато если военный конфликт на Юго-Востоке будет хотя бы приостановлен и заморожен по приднестровскому сценарию, то Меркель и Олланд смогут предъявить переговоры в Минске как свой политический триумф и предстать перед избирателями миротворцами и эффективными лидерами.
Поэтому в их интересах оказывать всё большее влияние на Киев в плане выполнения не только военной, но и политической части Минских соглашений, потому что основной риск срыва мирного процесса и возобновления военных действий в 2016 году связан с тем, что Украина последовательно и принципиально нарушает все политические условия Минска-2.
За без малого год после заключения мирного меморандума от 12 февраля официальный Киев не провёл амнистии, не организовал местных выборов на Донбассе и не осуществил конституционной реформы – политическая часть минского урегулирования, таким образом, сорвана полностью. Если бы участники Минского процесса не проявили в очередной раз гибкость и не продлили бы срок действия Минских соглашений на 2016 год, этот сознательный срыв политической части урегулирования конфликта означал бы возобновление полномасштабной войны в первых же числах нового года.
Так что в новом году сохранение мира в Европе зависит в первую очередь от Украины. На международных площадках представители официального Киева оправдывали своё бойкотирование политической части Минска-2 тем, что Верховная рада в её нынешнем созыве никогда не проголосует за конституционную реформу и особый статус Донбасса. Однако подлинные основания надеяться на шанс сорвать Минский процесс Киеву даёт покровительство США, под нескрываемым внешним управлением которых находится сегодняшняя Украина.
Американцам в деле реализации их стратегии глобального доминирования выгодна любая война в Европе, потому что война позволяет усиливать контроль Вашингтона над европейскими союзниками по НАТО.
Поэтому в 90-е годы, после распада СССР и исчезновения стратегического противника, конституировавшего трансатлантическое единство, Вашингтону для сохранения влияния в Европе пришлись очень кстати югославские войны. По этой же причине в условиях переговоров с европейцами о подписании TTIP и создании трансатлантической зоны свободной торговли Америке очень выгодны война на Донбассе и сохраняющийся кризис в отношениях Евросоюза и России.
Однако возможности Вашингтона в этом вопросе не бесконечны. В минувшем году Соединённые Штаты и их сателлиты вроде Румынии или Литвы уже перегнули палку, собравшись поставлять украинской армии оружие НАТО для ведения на Донбассе полномасштабных боевых действий. Лидеры «старой Европы» тогда так испугались открывающейся перед ними перспективы увидеть полномасштабную бойню в центре Европы, что полетели договариваться в Минск.
«Сдерживание России» – это крайне недостаточное основание для классической Европы, чтобы жертвовать своим комфортом и благополучием.
Если поставить её перед таким жёстким выбором, то Европа всегда предпочтёт работать вместе с Москвой, а не на противодействие ей.
Это и произошло в феврале минувшего года в Минске, причём подтолкнули две главные страны Евросоюза к такому выбору именно Соединённые Штаты с их антироссийскими сателлитами.
Если в будущем году ЕС снова поставят перед перспективой большой войны в самом его центре, то последствия могут быть аналогичными – «старая Европа» вновь будет объединяться с Россией для предотвращения войны. Поэтому если США способны учиться на своих тактических ошибках, то они провокации Украины и срыв ею Минского процесса не поддержат.
Александр Носович
Источник: rubaltic.ru