В последнее время Пентагон начал спекулировать на теме потери со стороны США военно-технологического преимущества над Россией и Китаем. Причем, делается это в контексте продвижения тезиса, что странам НАТО для оптимизации военных расходов необходимо в тесной кооперации производить современное вооружение.
Например, один из ответственных «закупщиков» Пентагона Френк Кендал недавно заявил, что Вашингтон находится перед риском потерять свое военное преимущество, а также отметил, что с каждым годом ситуация для Америки будет становиться все хуже и хуже, поскольку Пекин и Москва вложили серьезные материальные и финансовые ресурсы в разработку новых систем вооружения.
Примечательно, что в качестве главных опасностей для доминирования США Кендал назвал российско-китайские проекты по авианосным соединениям и спутникам военного назначения.
Отметим, что о политическом характере этого заявления говорит хотя бы тот факт, что если в контексте космических технологий, имеет место быть традиционное соперничество между Россией и США, то если говорить об авианосцах, то у Москвы и Пекина находятся на вооружении по одному однотипному судну советского проекта 1143.5.
У России программа строительства авианосцев заморожена по причине того, что Москва в результате распада СССР потеряла производственную базу для таких проектов, а Китай пока не обладает технологиями для строительства эффективных кораблей такого класса, получив единственный свой авианосец, по сути, в дар от Украины.
Несмотря на это, заместитель министра обороны США Роберт Уорк поддержал тезис Кенлдала и заявил, что США должны усилить масштаб сотрудничества с другими странами НАТО, чтобы создать систему совместных инвестиций в новейшие вооружения. Естественно, все это будет делаться заодно с давним стремлением США заставить европейские страны тратить на оборону, как минимум, сумму эквивалентную двум процентам от собственного национального ВВП.
Главный научный сотрудник Института США и Канады Владимир Васильев констатирует, что проблема финансовой составляющей новой гонки вооружений или «Холодной войны», основанной на росте военных бюджетов в США, является очень острой для Вашингтона по той причине, что у американцев больше нет на это денег.
«Американцы прогнозируют, что в ближайшие 10 лет военный бюджет США замрет на отметке в 600 млрд долларов, поскольку возможностей для значительного наращивания его финансовой составляющей на сегодня нет», — отмечает Васильев.
В силу этого, по мнению Васильева, американцы вынуждены изыскивать «дополнительные источники финансирования», особенно, учитывая тот факт, что политика США последних 20-25 лет при формировании НАТО была достаточно странной.
«Американцы действительно подходили к формированию НАТО, как организации, где США не только играют главную роль, но где союзники фактически избавлены от какого-либо участия в обеспечении обороноспособности альянса. В частности по этой причине принцип 2 процентов от ВВП никогда не соблюдался и, тем более, он не соблюдается в настоящее время», — резюмирует Васильев.
В результате создалась интересная ситуация, когда американцы на это «неучастие» спокойно смотрели, а их союзникам по НАТО было достаточно занимать нужную политическую позицию по ряду вопросов.
«Ситуация изменилась только после недавнего саммита стран-членов альянса в Уэльсе, где американцы потребовали от своих союзников больший финансовый вклад в общую безопасность, но во что это все выльется пока непонятно, поскольку эта тенденция продолжалась не один год, а 25 лет. Поэтому уже стало нормой, что союзники по НАТО не несут каких-либо обременений. Тем более, самые богатые страны альянса – Германия, Франция, Италия, Испания больше ориентированы на развитие своих национальных ВПГ, чем на участие в контексте совметных программ НАТО. Здесь напрямую уже можно говорить о конкуренции между стран альянса с США по вопросам ВПК. К тому же, главные средние страны вроде Польши и Турции озабочены больше своими региональными интересами, где, в свою очередь, используют США по большей части в качестве исключительно политического инструмента», — полагает Васильев.
Кроме того, по словам Васильева, нельзя забывать о том явлении, которое американцы обычно стараются не афишировать.
«В США часто раздаются голоса, которые говорят о том, что материально-производственная база американского ВПК на сегодня больше не является эффективной. В первую очередь, это касается производств, которые выведены за пределы американской экономики в страны АТР», — констатирует Васильев.
Кроме того, ведущие инженеры и ученые больше не идут в военный сектор США, и здесь сыграла роль идеология, которая стоит в американском обществе, по которой каждый человек должен выбирать себе наиболее прибыльное место на рынке.
«В настоящий момент прибыли американского ВПК гораздо ниже годов Холодной войны, когда финансовые показатели этой отрасли были самыми высокими в экономике США, но сегодня гражданские сектора там имеют большие доходы», — заключает Васильев.
Нельзя забывать и про то, что раньше в американском ВПК, впрочем, как и у нас, работали «штучные специалисты», которых, грубо говоря, нельзя отпускать на свободу, поскольку они являются носителем очень важных знаний, секретов и опыта, но сейчас с такими людьми в США большой дефицит, и это реальная проблема всей их военной отрасли.
«Из-за этого американцы должны искать специалистов в других местах, поэтому в США растет понимание, что они есть в Европе и в первую очередь в Германии. Фактически это тот вариант действий, по которому США работали в сороковые-пятидесятые годы, классическим примером являет офицер СС Вернер фон Браун, который создал американскую ракетную отрасль», — отмечает Васильев.
Дмитрий Сикорский
Источник: rueconomics.ru