Российский подарок для белорусских автолюбителей

Российский подарок для белорусских автолюбителей

Автомобильное топливо в России из-за девальвации российского рубля стало заметно дешевле, чем в Беларуси, что впервые в этом году подстегнуло рост поставок российских бензинов на белорусский рынок.

Эта ситуация создает серьезные проблемы для отечественного госоператора розничного рынка — компании «Белоруснефть», занимающей львиную долю внутреннего рынка, но зато играет на руку белорусским потребителям.

Новые нефтяные тренды 

В 2015 году белорусский рынок автомобильного топлива был отмечен новыми и весьма неожиданными для него тенденциями.

Российское продуктовое эмбарго в ответ на европейские санкции обернулось для Беларуси снижением потока транзитного транспорта через Беларусь почти в 2 раза. Как следствие, это стало одной из основных причин рекордного за последние 10 лет падения продаж автомобильного топлива на белорусском рынке: в 2015 году они снизилась на 20%, в том числе на приграничных автозаправках продажи упали еще больше — на 25−30%.

Далее. Падение мировых цен на нефть, а вслед за этим — и экспортных цен на нефтепродукты привело к тому, что белорусский рынок на фоне замороженных цен на автомобильное топливо впервые за последние годы в 2015 году стал гораздо более привлекательным, чем экспортный.

Наконец, ввиду резкой девальвации российского рубля четко обозначился диспаритет цен на горючее в России и Беларуси. А поскольку привести внутренние цены в соответствие с российскими белорусский регулятор не мог, то это спровоцировало еще одну новую тенденцию: российские компании стали активно поставлять свое топливо на белорусские АЗС.

В результате уже в первом полугодии 2015 года на белорусском рынке было продано 1,5 млн тонн нефтепродуктов — на 16,7% меньше, чем за аналогичный период 2014 года. Во втором полугодии ситуация усугубилась, и, по оценкам профильных специалистов, в целом за год падение продаж автомобильного топлива может превысить 20%.

Сами нефтяники объясняют снижение спроса на белорусское моторное топливо в этом году несколькими факторами. Это — следствие не только европейских санкций и российских антисанкций, диспаритета цен на автомобильное топливо с Россией (там оно стоит на 20−25% дешевле, чем в Беларуси, поэтому дальнобойщикам теперь выгоднее заправляться в РФ), но и проблем в белорусской экономике. Все это обвалило продажи на приграничных АЗС. Наконец, сыграл свою роль еще один важный фактор: вследствие сложившейся в этом году нефтяной конъюнктуры цены на автомобильное топливо в Беларуси, странах Балтии и в Польше фактически подравнялись, что, естественно, тоже повлияло на реализацию топлива на белорусском рынке.

Таким образом, если еще недавно работающие в Беларуси российские нефтяные компании-давальцы, а также другие частные компании продавали на коммерческих АЗС нефтепродукты исключительно производства Мозырского и Новополоцкого НПЗ, то в 2015 году российские компании, снизившие до минимума объем давальческой переработки (до 15%), начали активно завозить топливо в Беларусь из России.

По оценкам белорусских специалистов, объем импорта российского топлива достигает около 10 тысяч тонн в месяц, или 5−10% от объемов реализации в автозаправочной сети.

Отметим, что по данным за 9 месяцев 2015 года Беларусь увеличила импорт нефтепродуктов из России в 5 раз — до 988,9 тыс. тонн. При этом затраты на импорт российского топлива выросли лишь в 2,3 раза в сравнении с аналогичным периодом 2014 года — до 3,013 миллиарда долларов.

В результате впервые в 2015 году на отечественном рынке автомобильного топлива отчетливо проявился новый тренд: продавцы включились в борьбу за белорусского потребителя. На фоне сжатия спроса коммерческие операторы АЗС достаточно активно предлагают потребителям ценовые скидки — до 10−12%. У госоператора — компании «Белоруснефть» возможностей для ценовой агрессии гораздо меньше. Тем не менее и она ищет способы, как удержать покупателя и свою долю на рынке, и предлагает для этого различные маркетинговые новинки.

Ценники трогать нельзя 

Конкуренция за потребителя на внутреннем рынке внесла свою лепту еще в одно дело: она стала сдерживающим фактором для роста ценников на белорусских АЗС.

В Беларуси розничные цены на бензины, реализуемые через автозаправочные станции, в последний раз повышались 13 января 2015 года — тогда они выросли в среднем на 4,7%. Это было первым и единственным повышением цен на автомобильное топливо в 2015 году.

Напомним: в 2014 году цены повышались 4 раза, в 2013 году концерн «Белнефтехим» повышал цены 5 раз, мотивируя свои решения в основном необходимостью частичной компенсации повышения ставок акцизного налога. В уходящем году таких оснований у регулятора не было: в Беларуси с начала 2015 года налоговые ставки на нефтепродукты в среднем были снижены на 20%: на автомобильный бензин — на 11,3%, на дизельное топливо — на 34,1%.

И хотя в начале 2015 года Минфин, пытаясь изыскать дополнительные источники пополнения госказны, предлагал повысить акцизы на нефтепродукты примерно на 20%, правительство не поддержало предложение фискального ведомства.

Оно также не поддержало и поступившее в феврале 2015 года предложение повысить цены на автомобильное топливо примерно на 500 рублей за литр, хотя «Белнефтехим» мотивировал его необходимостью поправить финансовое положение белорусских НПЗ.

Еще одну попытку повысить цены на моторное топливо в конце 2015 года инициировал «Нафтан». Дело в том, что более эффективно в этом году в новых условиях на нефтяном рынке работает Мозырский НПЗ. Благодаря модернизации и более выгодной логистике для поставок своей продукции на внешние рынки рентабельность на заводе держится на уровне 5−6%, в то время как на «Нафтане» она в силу ряда обстоятельств складывается ниже.

Между тем оба завода проводят модернизацию, и деньги им очень нужны. Не случайно генеральный директор Мозырского НПЗ Анатолий Куприянов в новогоднем поздравлении трудовому коллективу обратил внимание на то, что в 2016 году для завода будет очень важно решить вопросы дальнейшего финансирования крупнейшего инвестпроекта — строительства установки гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков (H-oil) стоимостью 1,476 млрд долларов. В следующем году Мозырский НПЗ может столкнуться с дефицитом финансирования этого проекта. Дело в том, что для закупки технологического оборудования потребуются значительные кредитные ресурсы, а собственных средств не хватает.

Если бы ситуация на внутреннем рынке была иной, можно было бы не сомневаться, что правительство нашло бы способ, как помочь нефтепереработчикам: повысить цены на моторное топливо. Фактически так оно и поступало до недавнего времени. А сегодня, учитывая уровень цен на российском рынке и продолжающееся падение спроса на топливо на белорусском рынке, пойти на этот шаг оно просто не может.

Ведь после того как мировые цены на нефть резко снизились, «Белнефтехим» отвязал цену бензина от курса доллара: привязка к курсу доллара была актуальна в условиях, когда цена нефти была как минимум 80 долларов за баррель, а когда она преодолела эту планку, то такая привязка потеряла смысл. Кстати, напомним: прежняя формула ценообразования на топливо в привязке к доллару просуществовала недолго — с 1 октября 2014 года литр бензина Аи-92 в Беларуси стал стоить 1 доллар, после чего ценники менялись вместе с курсом национальной валюты вплоть до начала 2015 года.

Теперь при формировании цены на автомобильное топливо на внутреннем рынке «Белнефтехим» обязан учитывать ряд факторов, в том числе экономическую и валютную составляющие, спрос на внутреннем рынке, а также уровень цен в сопредельных государствах. Ни один из этих факторов не позволит регулятору в ближайшее время рассчитывать на изменение ценников на автомобильное топливо, какие бы аргументы для этого ни находились у белорусских нефтепереработчиков.

Похоже, нет шансов и у фискального ведомства получить от белорусских НПЗ дополнительный источник валютных поступлений. Как известно, в 2016 году бюджетные документы не предусматривают повышения ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо. Во всяком случае, пока.

Российский фактор: цены сильно не вырастут 

Согласно оценкам российских экспертов, в 2015 году оптовые цены на дизтопливо в России выросли на 5%, на бензин — еще меньше. Если судить по данным Росстата за 10 месяцев, то цена на бензин в этот период выросла на 5,7% в среднем по России по сравнению с 2014 годом, на дизельное топливо — на 1,4%. Более того, как отмечают эксперты, цена на топливо, традиционно считающаяся драйвером общей инфляции, сейчас, наоборот, сдерживает, насколько это возможно, раскручивающийся маховик роста цен в России.

В связи с этим они обращают внимание на еще одно любопытное обстоятельство: если раньше цены на топливо на российском рынке росли на размер инфляции, то теперь они не поспевают за общим ростом потребительских цен.

Это дает основание российским чиновникам заявлять, что в России нет и не будет дефицита предложения автомобильного топлива. Согласно прогнозу Минэнерго РФ, объем потребления автомобильного бензина в России в 2015 году составит 35,4 млн тонн, в 2016 году — от 34,4 млн до 36,4 млн тонн. При этом российские нефтеперерабатывающие заводы в 2016 году произведут 39,7 млн тонн бензина.

По мнению экспертов, основные факторы, которые отразятся на ценах на бензин в следующем году в России, — это цена на нефть и налоги, в том числе акциз и экспортная пошлина. Отметим, что 1 января 2016 года акциз для бензина класса Евро-5 увеличится на 2000 рублей — до 7530 рублей за тонну, для Евро-4 (его оборот разрешен до 1 июля 2016 года) — на 3200 рублей, до 10 500 рублей за тонну.

Отметим также, что в октябре 2015 года Правительство РФ приняло решение о переносе с 1 января на 1 июля 2016 года полного перехода топливного рынка на Евро-5. Решение было вынужденным, отмечают чиновники, — в противном случае дефицит бензина на российском рынке в 2016 году мог составить от 1,8 млн до 3,8 млн тонн, что неизбежно привело бы к росту цен на бензин. Заметим, что солидную долю этого дефицита могла бы покрыть Беларусь, индикативным балансом для которой было предписано поставить в 2015 году на российский рынок 1,8 млн тонн. Но из-за ценовой конъюнктуры поставлять бензин в РФ белорусским экспортерам совсем невыгодно.

По прогнозам российских трейдеров, цены на моторное топливо в России в 2016 году сильно не вырастут. Согласно оценкам, цена литра бензина в следующем году может вырасти всего на несколько рублей. В то же время Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России, напротив, ожидает падения цен на топливо.

Кстати, именно ФАС настаивает на обязательной продаже 10% от объема поставок в РФ белорусского бензина на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. «Главная проблема межправсоглашения (с Беларусью) в том, что топливо может предлагаться к торгам и не реализовываться. Мы считаем, что оно должно не только предлагаться, но и реализовываться. В этом принципиальное отличие. Можно предложить по более дорогой цене и не реализовать, — сказал он. — Если выходите на биржу — продайте, по цене не можете пройти — снижайте цену», — заявил недавно заместитель главы ведомства Анатолий Голомолзин.

Впрочем, белорусским переговорщикам удалось отстоять право снизить в 2016 году поставки бензинов на российский рынок до 1 млн тонн.

Татьяна Маненок

Источник: belrynok.by

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий