Нефть и политика: рынок “черного золота” в 2016 году

Нефть и политика: рынок “черного золота” в 2016 году

Что будет с ценами на нефть в 2016 году? Эта тема волнует не только экспертов, но и более широкие слои общества, которые все чаще обращают внимание на их динамику.

Существует устойчивое представление, что ключевую роль в определении этих цен играют страны ОПЕК. Однако они уже не первый год не могут договориться о методах борьбы со снижением нефтяных цен, которое угрожает стабильности их экономик. Хотя прогнозы экспертов остаются не слишком приятными для нефтедобывающих стран. По данным аналитиков Goldman Sachs, запасы нефтепродуктов США и Европы и объемы переработки сырой нефти в настоящее время близки к историческому максимуму в то время, как свободного места в хранилищах осталось совсем немного. Ситуация осложняется скромными темпами роста спроса на нефтепродукты (особенно бензин) и увеличением их поставок с Востока. В отчете инвестбанка подчеркивается также, что объемы мировой добычи нефти в настоящее время существенно превышают мировой спрос на нее и вряд ли придут в равновесие и в 2016 году.

Однако и в этой ситуации представления ведущих игроков рынка о том, что надо предпринимать в сложившейся ситуации, остаются различными. В частности, это связано с тем, что сокращение добычи – если его когда-нибудь удастся согласовать – не затронет производителей, не входящих в ОПЕК, которые в этом случае останутся в выигрыше за счет членов альянса. Но и приоритеты стран-членов организации разошлись – самыми яркими примерами являются Венесуэла и Саудовская Аравия. Венесуэла является самым активным сторонником согласованной политики в рамках ОПЕК, стимулирующей повышение нефтяных цен, что неудивительно – экономика страны развалена, правящая левая партия в декабре 2015 года была разгромлена на парламентских выборах, в 2016 году у президента Николаса Мадуро есть серьезные шансы потерять власть в результате импичмента.

Саудиты продолжают играть на понижение цен, причем расширяют масштаб игры. Они традиционно играют на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона, предлагая нефть с дисконтом, активно конкурируя с Россией. В последнее время 2015 года саудиты начали демпинговать и в Европе. Действия саудитов можно охарактеризовать как заявку на будущее – по мнению экспертов, страна может безболезненно для себя добавить на европейский рынок около 1 млн баррелей в сутки. Российский министр энергетики Александр Новак охарактеризовал ситуацию как «жесточайшую конкуренцию». В условиях сохраняющихся системных противоречий между Россией и Европой западные страны стремятся максимально возможно сократить зависимость от Москвы – и Эр-Рияд предлагает им партнерство.

К настоящему времени Саудовская Аравия накопила рекордные коммерческие запасы сырой нефти с 2002 года (по итогам августа 2015 года – 326,615 млн баррелей). Если саудовская нефть будет «выброшена» на рынок в еще более значительных, чем сейчас, объемах, это может привести к его дальнейшей дестабилизации. Видимо, этот фактор – как и ожидаемая активная экспансия Ирана после снятия санкций (по предварительным данным, Иран может сразу выбросить на рынок до 500 тыс. баррелей в сутки, а в перспективе доведет эту цифру до 1 млн баррелей) – и учитывается авторами пессимистических прогнозов.

В то же время финансовая ситуация в самом аравийском королевстве не выглядит радужной – его резервы, по мнению МВФ, могут быть растрачены за 5 лет при сохраняющихся низких ценах. Валютные резервы страны сокращаются. Валютное агентство Саудовской Аравии было вынуждено отозвать из зарубежных инвестиционных фондов активы на $70 млрд, а в 2015 году саудиты впервые с 2007 года вышли на долговые рынки – к концу года они могут привлечь $27 млрд. Дефицит госбюджета страны, по оценке МВФ, может составить в этом году 20% ВВП (около $140 млрд).

Впрочем, для поддержки экономики могут быть задействованы «исламские фонды», ресурс которых может позволить продержаться еще 2-3 года. Однако саудитам не хотелось бы распечатывать эту «заначку», да и экономические проблемы могут привести к дальнейшему росту разногласий в королевской семье, которые и без того обострились, так как нынешний монарх продвигает на ключевые посты своих ближайших относительно молодых родственников в ущерб старшему поколению обширной династии Аль Сауд. Наследный принц Мухаммад ибн Салман предложил масштабные реформы, включая приватизацию и меры по экономии ресурсов – но они могут быть негативно встречены значительной частью элиты.

Саудовский нефтяной демпинг представляет проблему и для сланцевой индустрии США (что дискредитирует конспирологическую версию о том, что США и саудиты вступили в сговор с целью ослабления России). В отличие от Саудовской Аравии и России добыча нефти в США сокращается. В 2016 году она может составить, в среднем, около 8,8 млн против 9,3 млн по итогам нынешнего года. Но это все равно существенно выше, чем в 2012 году, когда объемы производства были существенно меньше – 6,8 млн.

Отмена экспортного эмбарго в США стало важным шагом, отражающим новую реальность – сланцевую революцию в США и ее влияние на мировые рынки. США наряду с Россией и Саудовской Аравией вошли в «большую тройку» нефтепроизводителей, о чем еще несколько лет назад невозможно было даже помыслить. За снятие запрета на экспорт нефти выступают Европейский союз и Япония. Американская нефть позволит еще больше диверсифицировать мировой рынок и внесет вклад в укрепление их энергетической безопасности. Если бы запрет сохранился, ЕС стал бы настаивать на решении этого вопроса в рамках нового соглашения о свободе торговли, которое сейчас обсуждают ЕС и США.

Ситуация в ОПЕК ставит на повестку дня тему способности этой организации принимать решения, определяющие ситуацию в отрасли. Стремительный взлет цен в «нулевые» годы был связан не с деятельностью ОПЕК, а с другими факторами (мощным экономическим ростом, спекулятивной горячкой и др.). Страны-экспортеры просто пользовались благоприятной конъюнктурой, фактически отказавшись от влияния на ценообразование. В середине «нулевых» годов ОПЕК отказался от определения «справедливой цены» в диапазоне $22-28 за баррель, назначенного в конце 1990-х годов. Постепенно аппетиты росли – и к концу нефтяного благополучия «справедливая цена» поднялась до $100.

Во время острого кризиса 2008-2009 годов ОПЕК, казалось, вновь стала играть масштабную роль, снижая по инициативе все той же Саудовской Аравии объемы добычи и способствуя быстрому ценовому «отскоку». Однако этот результат стал возможным, прежде всего, из-за саудовских «самоограничений», тогда как другие игроки обходили договоренности – второй раз саудиты односторонне действовать не хотят. Общего врага, способного вызвать мобилизацию в пользу снижения цен – по аналогии с временами нефтяного эмбарго 1973 года, когда им был Израиль – у стран ОПЕК сейчас нет.

Кроме того, на ОПЕК приходится лишь 35-38% мировой добычи нефти, что и раньше создавало сложности при принятии решений – не случайно, Венесуэла настаивает на диалоге с неприсоединившимся к ОПЕК странами. А сейчас, когда квотирование не распространяется на Иран, Ирак и Ливию, проблемы увеличились еще сильнее. Зато интересы самих членов ОПЕК сильно разошлись, хотя некоторые из них (не только Венесуэла, но и Ирак, и Ангола) вновь заговорили о «справедливой цене», определяя ее в $75-80 за баррель. Представляется, однако, что только консенсусное ощущение близящейся катастрофы может снова объединить страны альянса и позволить им принимать согласованные решения. Но это время еще не наступило.

Алексей Макаркин

Источник: politcom.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий