Год утраченных иллюзий

Год утраченных иллюзий

Каким был год? Каким будет следующий? Тысячи газетных страниц, сотни телевизионных минут на многих языках будут посвящены подведению итогов. Будут учтены все потери и приобретения. Но, наверное, общим чувством, одинаково понятным людям в самых разных частях света, на этот раз станет чувство тревоги, обеспокоенности, настороженности.

Это чувство знакомо гражданам развитых стран и стран третьего мира. Микроскопических республик и полноценных империй. От Латинской Америки до Южно-китайского моря, от аравийского полуострова до Камчатки. 2015-й не принес миру ни мира, ни процветания, лишь увеличив количество вопросов. Что будет дальше? Словно на киносеансе, когда вместо обещанного мюзикла начинают показывать остросюжетный триллер, публика волнуется, а в зале перестает хрустеть попкорн.

Экономический кризис лишил уверенности жителей, по крайней мере, сорока государств. Экспорт упал. Торговля сократилась. С ней — фондовый рынок — где на десять, где на тридцать процентов. Китай, Греция, Польша, Канада, Египет, Бразилия, Саудовская Аравия, Украина, Кения, Гана. В хит-параде девальвированных валют соседствуют рубль и гривна, азербайджанский манат и казахский тенге, аргентинский песо и замбийская квача. С 2008 года прошло уже семь лет, а обещанного мудрецами из МВФ «окончания рецессии» на горизонте не видно. Безработица снижается только в статистических отчетах. В реальности же пожилую кассиршу одной из школьных столовых в Айдахо в 2015-м году увольняют за расточительность. На полтора доллара она накормила голодную ученицу.

 

Дэйлен Боуден:

«Мое сердце разрывается. Я по-настоящему люблю свою работу. Но если бы мне пришлось выбирать снова, я бы снова это сделала. Они голодные, понимаете? Что бы вы сделали, если бы на вас смотрели голодные глаза?»

Голодные глаза. Как рассказала вице-премьер Голодец, свежие подсчеты выявили в России двадцать два миллиона бедных, большáя часть которых — это семьи с детьми.

Упрямый неолиберальный консенсус в уходящем году так и не дал ответа на интересующий этих людей вопрос — способна ли рыночная экономика обеспечить каждого желающего удочкой для ловли рыбы или хотя бы талонами на рыбные полуфабрикаты? Как пишет Коммерсантъ: «В октябре 2015-го российские респонденты считали, что на долю 1 процента самых обеспеченных граждан России приходится более 53% процентов всех доходов, но фактический показатель — 70%».

Ссылаясь на специалистов Института социального анализа и прогнозирования Академии народного хозяйства при Президенте, газета констатирует: «Если речь идет о социальных процессах, то исключительно в терминах ответа на вопрос, грядет ли социальный взрыв или удастся его избежать».

Утопический, но вроде бы еще совсем недавно прописанный в нашей конституции принцип — от каждого по способностям, каждому — по труду — в уходящем году так и не был реабилитирован.

В ближайшее время концепция остаётся прежней — точно такой, какой задолго до экономиста Гайдара её сформулировал режиссер Гайдай. 

Любую попытку — где бы она ни предпринималась — оспорить незыблемость такой концепции заклеймят как популизм и демагогию. Для каждого, кто имеет наглость заикаться об этом, уходящий 2015-й был полон суровых уроков. Где теперь смелый и дерзкий греческий Ципрас, взявший за глотку Евросоюз в начале года? Где народные командиры Новороссии, рассуждавшие в ютубе о справедливости?

Чем сильнее экономические противоречия, тем громче разрывы бомб и снарядов. Ведь для любой экономики война — инъекция адреналина. Количество войн на планете продолжает расти. Сотни тысяч погибших. Миллионы беженцев. Рождественское убранство Европы дополнят разноцветные лоскуты палаток и тентов. Рядом с ними не появится добрый Санта Клаус. Ведь Санта приходит через трубу, а в лагерях беженцев часто отсутствует отопление.

Впрочем, возможно, старик будет слишком занят на Украине, где на зачищенных от Деда Мороза территориях дети все равно ожидают чуда.

Между тем Александр Турчинов, дьякон баптистской секты «Слово Жизни» — по совместительству ответственный за национальную оборону — для более полной интеграции в Европу уже предложил перенести украинское Рождество и все сопутствующие чудеса на декабрь.

За нагромождением фактов, событий и лиц, очень часто теряются по-настоящему важные моменты. Такие, например, как создание Евразийского экономического союза — ему скоро год. Кто-нибудь вспомнил? Или в НАСА обнаружили соленые реки на Марсе. Или вот Куба стала первой в мире страной, где в 2015-м врачи научились предотвращать передачу СПИДа от матери ребенку. Вы что-нибудь слышали об этом?  

Зато уходящий год наверняка окажется рекордным по количеству мрачных пророчеств. Из свеженького вот — «Павел Глоба не согласен с римским Папой». Тот, как известно, намекнул, что нынешнее Рождество может стать для человечества последним. На помощь уже спешит хор профессиональных ясновидящих, астрологов, гадателей на кофейной гуще. Нострадамус, Баба Ванга и календарь Майя не теряют актуальности.

Впрочем, к огорчению предсказателей, если посмотреть на хронику событий любого другого года — наугад — нетрудно убедиться, что и двадцать, и тридцать лет назад мир балансировал у той же черты. Война в Сальвадоре унесла сто тысяч жизней. В Анголе — полмиллиона. В Мозамбике — миллион. Во Вьетнаме — больше двух миллионов. Беспорядки в Балтиморе или Фергюсоне мало отличаются от таких же беспорядков в 90-е там же. Нефтяной кризис 1986-го практически идентичен современному.

Самой тяжелой утратой уходящего года должна стать утрата иллюзий, наивных представлений о мире, который поступательно и неотвратимо якобы приближается к триумфу глобализации — обещанному еще Фукуямой «концу истории».

Оказалось, сир устроен совершенно иначе. Он держится не не на Стиве Джобсе; не на айфоне с айпадом; не на бонусных милях; не на разноцветных, обтягивающих зад портках; не на бесконечных сериалах и шоу; не на луках и лайках; не на «вау» и не на «мимими»; не на веганах и вегетарианках, дауншифтерах и сноубордерах; манагерах, мерчандайзерах и девелоперах; не на доступной ипотеке, не на туристических ваучерах.

 Мир по-прежнему состоит из крови и пота; нищеты и отчаяния; тяжелой физической работы; гигантских промышленных механизмов; из большой литературы; реактивных двигателей; атомных станций; сложных алгоритмов; войн с их подвигами и предательствами; научных открытий; похмелий, молитв; из родов и похорон.

И в этом смысле утрата иллюзий является колоссальным приобретением. Что, впрочем, совершенно не отменяет полномочий Деда Мороза и Снегурочки.

С Новым годом и Рождеством! Мир Вашему дому.

Константин Сёмин

Источник: rubaltic.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий