Новый год встретим без спиртного?

Новый год встретим без спиртного?

Эксперты предрекают очередной кризис на алкогольном рынке.

Производители и продавцы спиртного, владельцы кафе и баров наперебой жалуются: очередная инициатива Росалкогольрегулирования и курирующего его вице-премьера Александра Хлопонина рискует обернуться катастрофой. Спиртное может пропасть не только с прилавков магазинов, но даже с барных стоек.

ЕГАИС идет «в отказ»

С 1 января Россия переходит на новый порядок продажи алкоголя – теперь она будет проводиться только через Единую государственную автоматизированную систему (ЕГАИС). Напомним, что она была экстренно внедрена еще в 2007 году, но только для производителей алкогольной продукции.

Цель была благая – защитить потребителя от фальсификата, отследив движение каждой бутылки от производителя до реализатора. Однако проходило внедрение ЕГАИС со множеством проблем.

Во-первых, навязанная винзаводам измерительная аппаратура попросту не была готова к полноценной технической эксплуатации из-за огромных объемов информации, которой нужно было обмениваться с федеральным центром управления.

Но все же самая главная проблема – то, что в систему учета не попал оптовый и розничный оборот алкоголя. Фактически реформа получилась половинчатой.

По оценкам экспертов, почти половина реализуемого в стране алкоголя либо фальсифицирована, либо контрафактна (то есть введена в оборот с нарушением исключительных прав правообладателей).

Еще с 2010 года Росалкогольрегулирование требовало, чтобы ЕГАИС была распространена не только на производителей, но и на реализаторов. И вот – лишь через пять лет – руки у чиновников наконец-то дошли…

Суть нововведения в следующем. С 1 января к ЕГАИС должны быть подключены все кассы в точках оптовых продаж алкоголя (включая пиво, сидр, медовуху и пуаре): незарегистрированные в системе дистрибуторы не смогут принимать отгрузки от производителей, а затем поставлять их в розницу. Розничные точки продаж должны быть подключены к ЕГАИС спустя полгода – не позднее 1 июля.

Идентифицировать каждую бутылку алкоголя система будет по номеру акцизной марки. Ощутит это и потребитель: скажем, ЕГАИС сможет «заблокировать» продажу конкретной бутылки, если где-то уже зафиксирована продажа товара с таким же номером марки.

Кроме того, на всех этапах (производство, оптовая и розничная дистрибуция) система будет следить, чтобы совпадали вид и наименование продукции, крепость и объем. В случае несовпадения система также пойдет «в отказ».

За кого ратует Хлопонин?

Главная задача введения ЕГАИС на оптово-розничном этапе – забота вовсе не о населении, а о бюджете. Последние полтора года алкогольную отрасль в правительстве России курирует вице-премьер Александр Хлопонин. По его подсчетам, расширение сферы применения ЕГАИС позволит вернуть в бюджеты порядка 100 млрд рублей, которые прежде терялись из-за неуплаты акцизов и НДС.

Например, очень распространенный (особенно на Северном Кавказе) сценарий: легально работающий завод списывает полученные акцизные марки, которые затем «всплывают» на бутылках контрафактного алкоголя. Реализуется он через сеть из огромного количества «серых» торговых точек.

«Сейчас их 14-15%, в некоторых регионах – в Ставропольском крае, на Урале эти цифры зашкаливают за 20%. Де-факто они вообще не магазины. Хотя на самом деле стоит магазин, который торгует алкоголем, и кто-то его просто крышует», – говорит зампред думского комитета по экономической политике Виктор Звагельский.

В республиках Северного Кавказа, судя по сводкам МВД, паленым алкоголем граждане бойко торгуют из собственных квартир и частных домов. Алкоголь изымает и уничтожает полиция, «подпольщиков» демонстративно наказывают, но на месте закрытой точки вскоре появляется новая… Понятно, что введение ЕГАИС эту проблему никоим образом не решит: у нелегальных торговцев нет даже кассовых аппаратов, которые подключаются к единой системе.

«Платон» номер два

Бизнесмены еще несколько месяцев назад начали бить тревогу по поводу того, что введение ЕГАИС продвигается с черепашьей скоростью. А значит, 1 января розничные продажи алкоголя будут просто парализованы.

В начале ноября «Опора России» объявила, что к единой системе подключились только 5% розничных торговых точек, сейчас их едва ли наберется больше 15%. Росалкогольрегулирование объявляет, что в ЕГАИС зарегистрирован 91% лицензиат из числа действующих оптовых организаций.

Впрочем, даже проволочки с подключением оптовых торговцев алкоголем – сущие мелочи в сравнении с тем, что произойдет 1 июля, когда к ЕГАИС должны подключиться все розничные магазины и предприятия общепита.

Неслучайно «Опора России» попросила перенести внедрение ЕГАИС для оптовиков на 1 октября 2016 года, для розничной торговли в городских поселениях – на 1 июля 2018 года, а для розницы в сельских поселениях – на 1 июля 2019 года.

Если этого не произойдет, то многие предприятия (магазины, кафе, бары) попросту уйдут в «тень». Уже сейчас бизнесменов отпугивает большая, почти запредельная, стоимость подключения к ЕГАИС: для одного торгового помещения с кассой это 250 тысяч рублей (оплата кассового аппарата и программного обеспечения).

Помимо этого, бизнесменам нужно поиздержаться, чтобы обучить персонал для работы с системой. Платить придется и за абонентское обслуживание. При этом торговцы должны покупать обязательную «алкогольную» лицензию, установлены крайне жесткие требования к торговым помещениям…

Неслучайно бизнесмены уже окрестили ЕГАИС вторым «Платоном» – по аналогии с системой сбора платежей за проезд большегрузных автомобилей по дорогам. На днях предприниматели в Тюмени вышли на митинг, требуя отложить введение ЕГАИС, а также отправить в отставку главу Росалкогольрегулирования Игоря Чуяна.

По мнению бизнесменов, введение новой системы не перекроет каналы контрафактного и уж тем более «паленого» алкоголя, зато позволит перераспределить финансовые потоки в пользу крупных игроков рынка. В общем, один в один ситуация в сфере грузоперевозок после введения пресловутого «Платона».

Впрочем, не все эксперты склонны драматизировать ситуацию. Член Комитета гражданских инициатив, председатель Торгово-промышленной палаты Ставрополья Борис Оболенец в беседе с КАВПОЛИТом выразил мнение, что введение новой ЕГАИС пока проходит в плановом порядке.

Он и сам поначалу был склонен называть новую систему «Платоном» номер два»… Но когда палата провела несколько мероприятий для бизнесменов, работающих на алкогольном рынке, понял, что уровень информированности вполне достаточен.

Тем более, что сами бизнесмены понимают: без внедрения ЕГАИС в торговом звене порядка не навести. Впрочем, по мнению Оболенца, подводить окончательные итоги пока рано – новой поворотной точкой станет июнь, когда завершится подключение к системе розничных предприятий.

Младше 21 года – пить нельзя!

Распространение действия ЕГАИС на оптово-розничные продажи даст региональным властям возможность вводить запрет на торговлю алкоголем. С таким предложением вышел недавно чеченский лидер Рамзан Кадыров. А, например, член Общественной палаты Руслан Хамзаев предлагает запретить розничную продажу спиртного в нерабочее время – с 18:00 до 9:00.

Хотя очевидно: какими бы благими мотивами ни объяснялись запреты, они всегда имеют обратную сторону, и люди будут пытаться их обойти. Ведь «серые» магазины в ЕГАИС вообще не включены. А в тех легальных торговых точках, которые подключены к сети, считывать пресловутую акцизную марку будет не бездушная машина, а обычный продавец, вооруженный сканером штрих-кода. Попросил – и он рукой не повел…

Даже ФАС высказался против того, чтобы региональные власти вводили дополнительные «сухие законы» на своей территории, сокращая время продажи или ассортимент напитков. Алкоголизацию населения это не замедляет, зато развязывает руки чиновникам, лоббирующим интересы конкретных производителей.

При этом само Росалкогольрегулирование за прошлый год отметилось множеством инициатив по ограничению пития. Например, в России уже в будущем году может появиться «закон 21» о полном запрете розничной продажи спиртного (включая пиво) лицам, не достигшим 21 года.

Среди других инициатив – убрать спиртное в специализированные магазины (алкомаркеты), которые должны быть расположены в отдельно стоящих зданиях, а никак не на первых этажах жилых домов. Запретили в стране продажи порошкового алкоголя и дистанционные продажи спиртного (через интернет-магазины).

Потрудился и премьер-министр Дмитрий Медведев, подписавший проект постановления о минимальной цене на игристые и шампанские вина: стандартная бутылка емкостью 0,75 литра не может стоить дешевле 164 рублей. Обещали, правда, что документ будет принят аккурат к Новому году, когда народ выстраивается в очереди в винные магазины, но он до сих пор не подписан… Цену, видать, низкую поставили.

Как видно, наступающий год может оказаться для алкогольного рынка России роковым, ведь государство хочет решить сразу три разнонаправленные задачи – и бюджет наполнить, и с контрафактом бороться, и снизить алкоголизацию населения.

Вполне возможно, что правительство решится на самые радикальные шаги, которые давно поддерживает Александр Хлопонин, – скажем, на создание государственной монополии в сфере производства спирта. Еще недавно эта идея казалась полностью нереалистичной… Но кто знает, что будет завтра, по мере углубления кризиса.

Антон Чаблин

Источник: kavpolit.com

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий