Что важного произошло в мире «гламура» за прошедший календарный период
Кризисный и непростой год запомнился всем, следящим за модой, громкими отставками глав крупнейших модных домов, поворотом к простоте стиля в одежде и, напротив, серьезным отношением к усложнениям в дамских часах. «Лента.ру» вспоминает самые очевидные тренды и самые яркие события гламура-2015.
Тщательно подобранный гардероб
Старый афоризм гласит: «роскошь — это не обладание всем, это обладание лучшим». Западные и отечественные эксперты моды, а также fashion-блогеры вывели новый модный тренд: роскошь — это curated wardrobe, что можно примерно перевести как «тщательно подобранный гардероб». Это означает, что современные городские модные интеллектуалы, в неустанном радении о сбережении сырья, энергии и экологии, оставляют в своем платяном шкафу необходимый минимум вещей, но тщательно отобранных — как с точки зрения качества, так и с точки зрения модных трендов. Точнее, это вещи вне сиюминутных трендов, бесконечно далекие от концепции fast fashion с ее навязчивой узнаваемостью, качественные и хорошо комбинирующиеся с другими предметами того самого тщательно подобранного гардероба. У дам — кашемировые джемперы без броских деталей и вычурной отделки, шерстяные брюки, классические джинсы, мягкое пальто, кожаная куртка, несколько t-shirts с длинными рукавами и без, туфли-лоферы, городские кроссовки, пара шпилек и коктейльное платье. У мужчин, соответственно, — твидовый пиджак, строгая пара, такседо, классические туфли и все те же кожаная куртка, пальто, кроссовки, футболки и кашемировые джемперы. Ну и ввиду устойчивого интереса к спорту, ставшему уже частью физической и социальной гигиены среднего класса, к этому прибавляется разнообразная спортивная форма (в зависимости от личных предпочтений) и вещи в спортивном стиле. Большинство модельеров и креативных директоров известных марок охотно делятся с читателями fashion-медиа своими списками минимально необходимых вещей. Набор аксессуаров, к которым большинство женщин питает страстную любовь, вроде бы тоже подлежит минимализации, но, положа руку на сердце, редкая представительница прекрасного пола откажется от своей коллекции сумок ради модного тренда или даже ради экономии в кризис.
Перемены в ведущем дизайнерском составе
Модный 2015 год начался с двойной отставки руководителей дома Gucci: трудовой и семейный коллектив в лице генерального директора бренда Патрицио ди Марко и креативного директора Фриды Джаннини покинул свои посты, а место синьоры Джаннини занял Алессандро Микеле. Он доработал ее коллекцию осень-зима 2015-2016, а в ноябре получил международную премию International Designer Award, причем Натали Массене, глава Британского модного совета, учредителя премии, назвала лауреата «настоящим феноменом Gucci» и заявила, что «его впечатляющая эклектичная эстетика внезапно изменила мировые модные тренды». Осенью последовала отставка Рафа Симонса, креативного директора французского модного дома Dior. Заняв в 2012 году свой пост, Симонс произвел настоящую революцию в этом оплоте haute couture, привнеся в компанию свой фирменный лаконичный сдержанный стиль и любовь к простым цветам. Симонс уволился по собственному желанию, чтобы «сфокусироваться на других сторонах жизни, в том числе на собственном бренде и увлечениях за пределами работы». Но вот уход (причем спустя буквально считанные дни после Симонса) со своего поста Альбера Эльбаза, работавшего креативным директором Lanvin 14 лет, добровольным никак не назовешь. Его в буквальном смысле «попросили» владелица марки Шоу-Лан Вонг и исполнительный директор Мишель Юибан. А после того, как Эльбаз нашумел в СМИ и призвал на защиту работников Lanvin, его и вовсе оставили без выходного пособия — к возмущению большинства деятелей модной индустрии и экспертов. Ни Dior, ни Lanvin новыми креативными директорами пока не обзавелись.
Альбер Эльбаз покинул дом Lanvin не по своей воле. Фото: Pascal Rossignol / Reuters 1/2 Fashion-выставка года
Пальму первенства по количеству упоминаний в СМИ и посещаемости в этом году по праву получила ретроспективная выставка Savage Beauty («Дикая красота), посвященная, как говорили в советские времена, «жизни и творчеству» модельера Александра Маккуина, покончившего с собой в 2010 году. Экспозиция, подготовленная и в буквальном смысле срежессированная кураторами департамента моды и одежды нью-йоркского музея Метрополитен, проходила, тем не менее, на родине героя — в Великобритании, в лондонском музее Виктории и Альберта. Выставка длилась с марта по август и побила все рекорды посещаемости популярного, но все же не самого массового музея декоративно-прикладного искусства. На вернисаже свои впечатления об экспонатах и их создателях высказывали звезды модного Олимпа: «он умел передавать свое эмоциональное состояние, рисуя платья, и никто никогда не знал, где на него найдет вдохновение» (супермодель Ева Герцигова), «блистательный, остроумный и работящий, общаться с ним было наслаждением» (фотограф Ник Найт), «он никогда об этом не задумывался о том, как потрафить вкусам клиентов, он жил по своим правилам и руководствовался своими критериями» (эксперт моды и журналист Сюзи Менкес). Позже обычные зрители своими восторгами буквально взорвали соцсети, поскольку, стараниями кураторов, в статичной экспозиции удалось с максимальным приближением передать совершенно особенную атмосферу маккуиновских дефиле.
Выставка Savage Beauty стала самой посещаемой экспозицией музея Виктории и Альберта в 2015 году. Фото: Anthony Harvey / Getty Images Сложные женские часы
Один из самых заметных трендов в высоком часовом искусстве (haute horlogerie), заявленный уже в январе уходящего года на женевском салоне SIHH и только углубившийся на сравнительно молодом форуме часовщиков в Гонконге Watches & Wonders, — интерес представителей индустрии к женским часам с усложнениями. Прежде мастера ограничивались почти исключительно индикатором фаз Луны — «самым романтическим усложнением», просто-таки созданным для дам. Но в нынешнем году ситуация изменилась: даже марки, предлагавшие женщинам разве что симпатичные ювелирные модели с кварцевым механизмом, задумались, чем привлечь интеллектуальных ценительниц часов. В результате на свет явились ювелирные часы Bulgari c турбийоном, декорированные в фирменной технике дома цветными камнями и перламутром, изумительные по изяществу декора и сложности калибра 2460 G4, сертифицированного женевским клеймом Vacheron Constantin с лебедем на свободном от стрелок гильошированном циферблате и индикацией времени посредством четырех аппертур, женский скелетон с турбийоном и декором в технике глиптики Excalibur Broceliande от Roger Dubuis и, конечно, различные вариации классических лунных фаз — от строгих Portofino Automatic 37 Moon Phase (IWC Schaffhausen) до Boheme Moongarden (Montblanc), с календарем, где вместо месяцев демонстрируются названия полнолуний — от Ледяного до Дубового.
Ведущие марки предлагают клиенткам часы с усложнениями. Фото: Vacheron Constantin Исчезновение хипстеров
По мнению экспертов, зимняя и особенно летняя выставки индустрии мужской моды Pitti Uomo во Флоренции продемонстрировали окончательный конец «эпохи хипстеров». Даже те завсегдатаи форума, что еще год назад ходили в нормкоре, клетчатых рубашках и очках в олдскульных оправах-броулайнерах, в этом году сменили их на несколько театрализованную классику — клетчатые костюмы-тройки, двубортные жилеты с шалевыми воротниками и перламутровыми пуговицами, оксфорды-броги и строгие рубашки с запонками, а самые смелые дополняли ансамбль чайльд-гарольдовскими пледами, наброшенными на плечи, и замысловатыми шляпами. «Классика — беспроигрышный вариант в любых ситуациях, — считает глава компании Icon Suit Дмитрий Мецаев. — Сшитый по мерке и идеально сидящий костюм обеспечивает вам неуязвимость в любой ситуации — это что-то вроде защитного панциря, укрепляющего уверенность в себе. Классика нивелирует возрастные различия, делая зрелого моложавым, а молодого — в меру солидным». Впрочем, новый тренд — это не строгий скучноватый дресс-код в духе Уолл-стрит, а, скорее, креативная игра, в самых ярких своих проявлениях вызывающая в памяти декадентские экзерсисы Оскара Уайльда с его шалями и тростями.
Интеллектуальная классика вытеснила хипстерство. Фото: Pitti Uomo Спорт выходит на улицы
Компании-производители спортивных товаров завоевывают мировой модный рынок, диверсифицируя ассортимент: в продаже —практичные эластичные джеггинсы, которые модные эксперты уже назвали «новыми джинсами», кроссовки из кожи и замши, тартана и атласа, предназначенные для прогулок и культпоходов, а не фитнеса и марафона, пуховики и толстовки с дизайнерскими принтами. Все эти вещи бывали в спортивных магазинах и прежде, но лишь в качестве единичных вкраплений в традиционные коллекции, а теперь марки выделяют не просто линии, а отдельные бренды для одежды в стиле athleisure (то есть athletic и leisure). Среди таких брендов — Аdidas Originals, Reebok Classic и другие. «Подобная одежда раньше считалась прерогативой тинейджеров, — прокомментировала «Ленте.ру» Пола Рид, директор по развитию бренда фэшн-ретейлера Boutique 1 и консультант по электронной коммерции компании Max Mara. — Однако сейчас, когда в Европе и Америке дурным тоном считается ущемление людей по признаку возраста и физической формы, женщины средних лет уже не гонятся за официальным стилем и строгой классикой, неудобной в носке и стесняющей движения, а спокойно надевают удобные эластичные леггинсы в сочетании с кардиганом спортивного покроя из высококачественного инновационного текстиля — и в самолет в деловой поездке, и в выходные для похода в музей или кафе, и даже в офис, если это позволяет дресс-код».
Повседневность в спортивном стиле — ведущий модный тренд года. Фото: Timur Emek / Getty Images Деловитая небрежность
Еще одна причина ширящейся популярности curated wardrobe и athleisure — тренд деловитой небрежности. В том, что касается гардероба, это легкость в уходе: выбирается одежда и даже иногда обувь (кеды и кроссовки), которые можно без фатальной потери качества бросить в стиральную машину. Простота и быстрота ухода за минималистическим и спортивно-повседневным гардеробомпозволяет городским интеллектуалам, занятым работой, личной жизнью, благотворительностью и спортом тратить время на важные дела и приятные увлечения, а не стирку, глажку, отпаривание и походы в химчистку.
Немнущиеся рубашки, кашемир, который можно стирать, и вещи с задуманным модельером эффектом измятости освобождают время для театров, выставок, а также получения четвертого образования и третьей научной степени. Поддерживаемые активистками-феминистками и идущими у них на поводу медиа и массмаркетными брендами, занятые женщины постепенно отказываются от длительных, трудоемких и многоступенчатых процедур декоративной косметики, вроде ежедневного полного макияжа от тона-основы до подводки для век включительно, и минимизируют время, необходимое для ухода за собой, с помощью универсальных средств «2-3-4-5 в одном». И даже перестают брить подмышки.
Вероника Гудкова
Источник: lenta.ru