Нельзя исключать, что скоро со стороны Рамзана Кадырова раздастся новая порция инвектив в адрес «Роснефти».
Планы руководства Чечни получить в собственность республики ОАО «Чеченнефтехимпром», на балансе которого находится инфраструктура местной нефтегазовой отрасли, свидетельствуют о том, что чеченские власти по-прежнему не могут найти общий язык с НК «Роснефть» – единственным оператором, ведущим в республике добычу углеводородов.
На протяжении ряда лет глава Чечни Рамзан Кадыров безуспешно пытается уговорить «Роснефть» построить в республике нефтеперерабатывающий завод, и теперь, явно отчаявшись в перспективах этого начинания, чеченские власти хотят попробовать распорядиться нефтегазовыми активами самостоятельно.
Момент для этого сейчас вполне подходящий: на следующий год в бюджете Чечни будет сокращен объем федеральных дотаций, и под предлогом расширения базы собственных доходов республика вновь может поставить нефтегазовый вопрос ребром.
Батарейки вместо нефти
До появления недавней публикации о письме Рамзана Кадырова на имя президента РФ Владимира Путина с просьбой передать в собственность республики ОАО «Чеченнефтехимпром» название этой компании мало о чем говорило широкой публике.
В последние полтора десятилетия нефтегазовая отрасль в Чечне устойчиво ассоциируется с НК «Роснефть», которая ведет здесь добычу, однако ряд инфраструктурных объектов ОАО «Грознефтегаз» – дочерняя структура «Роснефти» (51% акций) и правительства республики (49%) – арендует именно у «Чеченнефтехимпрома».
Первоначально эта компания создавалась в качестве ФГУП, зарегистрированного в ноябре 2001 года в Грозном по адресу проспект Революции, дом 7/84. На карте чеченской столицы проспекта с таким названием нет уже давно: еще в прошлом десятилетии он был переименован в проспект имени Махмуда Эсамбаева. В доме 7/84 по этому проспекту в настоящее время находится грозненский филиал ООО «РН-Бурение», одного из ключевых подразделений «Роснефти».
По договору от 5 февраля 2004 года ФГУП «Чеченнефтехимпром» передало имущество нефтедобывающего комплекса Чечни в аренду ОАО «Грознефтегаз», которое после этого сразу же приступил к добыче.
Однако уже в августе того же года, когда Чечню посетил президент России Владимир Путин, был поднят вопрос о том, что Чечня должна получать больше доходов от своих нефтегазовых ресурсов. Именно тогда было выдвинуто предложение передать в собственность региона имущество нефтедобывающего комплекса, арендуемого ОАО «Грознефтегаз» по договору с ФГУП «Чеченнефтехимпром», для последующего внесения его в уставной капитал ОАО «Грознефтегаз».
В 2011 году на базе ФГУП «Чеченнефтехимпром» было создано одноименное ОАО с уставным капиталом 1,967 млрд рублей. По данным «СПАРК-Интерфакс», основным видом деятельности этой компании является добыча нефти, стопроцентный акционер – Росимущество. Выручка от основной деятельности в 2014 году составила всего 13 тысяч рублей, однако при этом «Чеченнефтехимпром» получил серьезные поступления по статье «прочие доходы» – 306,7 млн рублей. В результате чистая прибыль компании за 2014 год достигла 44,1 млн рублей. Количество сотрудников предприятия – 96 человек.
Из годового отчета компании, доступного на одном из порталов раскрытия корпоративной информации, не вполне понятно, за счет чего «Чеченнефтехимпром» получил столь значительные «прочие доходы». Можно предположить, что речь идет об арендной плате «Грознефтегаза» за пользование инфраструктурой.
В то же время из документа следует, что прибыль, полученная в 2014 году, не распределялась. Также в отчете указано, что основным конкурентом предприятия является ОАО «Грознефтегаз».
Распоряжением правительства РФ №1111-р от 1 июля 2013 года ОАО «Чеченнефтехимпром» было включено в прогнозный план приватизации на 2014-2016 годы. Именно это обстоятельство и стало поводом для обращения Рамзана Кадырова к Владимиру Путину с просьбой передать предприятие из федеральной собственности в собственность республики.
При этом глава Чечни указал, что значительный потенциал «Чеченнефтехимпрома», не связанный с нефтепереработкой, практически не используется. В данном случае Кадыров имел в виду земельные ресурсы и инфраструктуру, которые руководство Чечни намерено отдать под организацию производства литий-ионных аккумуляторов.
Ровно год назад «Чеченнефтехимпром» подписал соглашение с компанией «Кокам» из Южной Кореи о реализации соответствующего проекта. Генеральный директор «Чеченнефтехимпрома» Хожбауди Альвиев тогда сообщил, что строительство завода начнется в 2015-2016 годах, а завершится к 2018 году. В рамках проекта планировалось создать 800 рабочих мест на самом производстве и еще 2200 рабочих мест в смежных отраслях.
Планы открыть производство литий-ионных аккумуляторов зародились в Чечне еще в 2010 году, уже тогда местом размещения предприятия была определена территория бывшего грозненского нефтеперерабатывающего завода имени Ленина, разрушенного во время боевых действий.
Для реализации проекта было создано ООО «Чеченаккумулятор», 24% в котором принадлежало «Чеченнефтехимпрому», а 76% – сыну его директора Ибрагиму Альвиеву.
Первоначально стоимость строительства завода оценивалась в 530 млн рублей, однако при подписании соглашения с южнокороейской компанией была названа сумма на порядок выше – 6,59 млрд рублей. При этом отмечалось, что проект включен в перечень приоритетных, что означает заявку на получение господдержки.
Несговорчивая «Роснефть»
Письмо Рамзана Кадырова Владимиру Путину можно рассматривать как очередной сигнал руководства Чечни в адрес «Роснефти», от которой в республике давно ждут ценного подарка – нового нефтеперерабатывающего завода. Однако для компании этот «сувенир» может оказаться слишком дорогим удовольствием, учитывая входные параметры проекта.
В 2004 году, когда «Роснефть» начинала работать в Чечне, прогнозные запасы нефти в республике оценивались в 80 млн тонн, что сопоставимо с годовым объемом добычи ЛУКОЙЛа, который в 2014 году произвел 86,6 млн тонн нефти.
В мае 2004 года тогдашний президент «Роснефти» Сергей Богданчиков заявил, что компания обеспечена в Чечне запасами нефти как минимум на 12-15 лет, и пообещал уже в следующем году запустить 100-150 скважин.
Однако после весьма резвого старта энтузиазм «Роснефти» по поводу Чечни довольно быстро угас. Если только за пять месяцев 2004 года «Грознефтегаз» добыл 962 тысячи тонн нефти, то спустя десять лет – по итогам 2014 года – объем добычи составил всего лишь 447,1 тысячи тонн (или 90,8% к уровню 2013 года).
Глава Чечни Рамзан Кадыров неоднократно и в жесткой форме отчитывал руководство предприятия за падающие объемы добычи, но никакого результата эти нарекания не дали.
По большому счету, для «Роснефти» чеченская нефть – это капля в море. В прошлом году компания добыла порядка 191 млн тонн нефти, то есть 450 тысяч тонн из Чечни (даже меньше, чем 0,25% от общего объема).
А «Грознефтегаз» за последние годы фактически стал планово-убыточным активом: в 2013 году компания зафиксировала чистый убыток в 463,2 млн рублей, а в 2014 году – мизерную чистую прибыль (3,7 млн рублей).
План по добыче нефти на 2015 год, согласно годовому отчету ОАО «Грознефтегаз», был установлен в объеме 422 тысячи тонн, то есть существенно меньше, чем годом ранее.
Впрочем, согласно одной из версий, значительное снижение добычи было целенаправленным шагом «Роснефти», направленным на сохранение резервов нефти для развития в республики собственной переработки.
После того как грозненский нефтеперерабатывающий комплекс был разрушен во время двух войн, нефть, добываемая в Чечне, в республике долго не задерживается (в частности, она отправляется по железной дороге в систему Каспийского трубопроводного консорциума и далее экспортируется через Новороссийский порт).
Поэтому заветной мечтой чеченского руководства уже много лет является создание в республике собственного НПЗ.
Разумеется, главным потенциальным инвестором для этого проекта всегда рассматривалась именно «Роснефть». Первоначально планировалось, что строительство предприятия начнется весной 2011 года, но лишь в ноябре 2013 года компания объявила тендер на проектную документацию по этому объекту, а к настоящему времени никаких зримых подвижек по нему так и не произошло. По сути, компания благополучно саботировала проект НПЗ в Чечне.
Отсутствие заинтересованности «Роснефти» в этом проекте объясняется, в частности, мизерными для компании заявленными объемами переработки – всего 1 млн тонн нефти в год. Для сравнения: действующие НПЗ «Роснефти» имеют куда более крупные мощности (например, ближайший к Чечне Туапсинский НПЗ в 2014 году переработал 8,65 млн тонн нефти).
При этом масштабная инвестиционная программа «Роснефти» по модернизации действующих НПЗ делала строительство мини-завода слишком дорогим удовольствием. Первоначально, в 2011 году, объем вложений в чеченский проект оценивался в 17 млрд рублей, что сопоставимо с годовым объемом инвестиций «Роснефти» в Куйбышевский НПЗ в Самарской области в 2014 году. Однако уже в 2013 году была заявлена совсем другая цифра – 2,5 млрд долларов, что по текущему курсу составляет порядка 150 млрд рублей.
При этом «Роснефть» и так инвестирует в Чечню довольно серьезные средства. По данным последнего отчета «Грознефтегаза», за весь период своей деятельности компания направила на восстановление и строительство объектов 16 млрд рублей, а в 2015 году планировалось сделать 1,436 млрд рублей капитальных вложений (примерно четверть годовой выручки).
Рамазан Магомедов
Источник: kavpolit.com