Стратегическое партнерство Турции и Израиля

Стратегическое партнерство Турции и Израиля

Известно, что Израиль и Турция — основные военно-стратегическиепартнеры США на Ближнем Востоке. Прозападная и, в первую очередь, проамериканская ориентация была и остается основным мотивом, который сближал эти государства и побуждал их к сотрудничеству. В силу исторических обстоятельств Турция и Израиль также становились естественными союзниками и партнерами. В эпохувоенно-политического противостояния Европы и Великой Порты евреи, гонимые и преследуемые в католических странах, находили убежище в Османской империи. Турецкие власти благосклонно относились к еврейским изгнанникам из Европы: им были выделены большие участки земли, в том числе в Палестине, предоставлена общинная автономия и свобода экономической деятельности. До сих пор Турция — единственное исламское государство, где евреи (около 20 тысяч человек) пользуются одинаковыми политическими, гражданскими, экономическими и культурными правами наравне с другим населением. Турецкие евреи в основном принадлежат к наиболее зажиточным и средним слоям населения. Экономическое процветание общины побудило некоторые еврейские семьи, переселившиеся в свое время в Израиль, вернуться в Турцию; в конце 1980-х — начале 1990-хгг. число таких реэмигрантов возросло, а алия из Турции практически прекратилась [1].

В ноябре 1949 г. Турция признала Израиль и первой из исламских стран установила с ним дипломатические отношения. В июле 1950 г. между двумя государствами было заключено первое торговое соглашение. До кризиса в турецко-израильских отношениях, разразившегося в 2010 г. и остающегося неурегулироолванным до сих пор, товарооборот между двумя странами составлял 3,5 млрд долл., и Израиль занимал 17 место в списке стран-экспортеров на турецком рынке, в то время как Турция была шестым по величине рынком для Израиля.

Долгое время даже после прихода к власти в Турции Партии справедливости и развития в 2002 г. прагматическая заинтересованность друг в друге позволяла обоим государствам поддерживать высокий уровень взаимодействия, особенно в сфере экономики и военно-техническогосотрудничества. Инициатором охлаждения турецко-израильских отношений был Р. Эрдоган, в то время премьер-министр, а ныне — президент Турции. Стремясь завоевать авторитет в исламском мире, пришедшие к власти сторонники исламизации Турции постепенно начали дистанцироваться от «сионистского образования». Р. Эрдоган демонстративно с почетом принял в Анкаре лидера ХАМАС Х. Машаля, заявил о возможности нормализации отношений с Ираном, осудил израильскую военную операцию «Литой свинец» в Газе (27 декабря 2008—19 января 2009 гг.).

Поводом для фактического разрыва дипломатических отношений стал инцидент с судном «Мави Мармара». Cудно входило в так называемую «Флотилию мира», попытавшуюся в ночь с 30 на 31 мая 2010 г. прорваться с гуманитарным грузом на борту в полностью блокируемый Израилем сектор Газа. В результате атаки израильского спецназа флотилия из шести судов была остановлена в нейтральных водах, девять активистов пацифистского движения были убиты и 30 ранены. Все убитые были гражданами Турции. Выступая в парламенте страны на следующий день после инцидента, Р. Эрдоган заявил, что действия Израиля заслуживают решительного осуждения и назвал их «штурмом против гуманности, вопреки международным законам и миру во всём мире». На заседании турецкого парламента было решено пересмотреть отношения между Турцией и Израилем, отозвать турецкого посла из Тель-Авива, закрыть воздушное пространство Турции для израильских некоммерческих самолетов. Были заморожены некоторые оборонные проекты, турецкие курорты были закрыты для израильских туристов.

События «арабской весны» подтвердили, что турецкое политическое руководство восприняло их как благоприятный момент для продвижения нео-пантюркистских устремлений и модели «турецкой демократии», в странах Ближнего Востока и Северной Африке, т. е. там, где по историческим меркам еще совсем недавно находились провинции Османской империи, полностью зависимые от власти стамбульских султанов. Анкара усиленно стимулировала продвижение политических, экономических и прочих интересов Турции в Центральной Азии и Южном Кавказе [2]. Турция была одной из первых стран, признавшей постреволюционные режимы в Тунисе, Ливии и Алжире. Заметно возросла роль Турции в решении палестинской проблемы в частности и проблем ближневосточного урегулирования в целом.

Сразу после того, как в марте 2011 г. протестное движение со стандартными требованиями смены по¬литической власти дошло до сирийской территории, Турция активно подключилась к кампании по поддержке противников правящего руководства САР. Р. Эрдоган недвусмысленно заявил, что «события в Сирии превращаются во внутреннее дело Турции» [3]. Оппозиционная правительству президента САР Б. Асада Сирийская свободная армия комплектуется в лагерях беженцев, расположен¬ных на турецкой территории. Вербовка и подготовка волонтеров осуществляется инструкторами турецких спецслужб. Турецкими властями был установлен режим полной экономической блокады южного соседа, однако в основном именно через турецкие границы осуществляется переброска вооруженных диверсионных групп в Сирию, в том числе джихадистов из ИГ и «Аль-Каиды».

Продолжающееся кровопролитие в Сирии также соответствует стратегическим интересам Израиля, поскольку в значительной степени ослабляет потенциал его основных региональных противников. Сирия некогда одна из лидирующих стран арабского мира в нынешних обстоятельствах фактически отстранена от решения вопросов ближневосточного урегулирования, что, безусловно, способствует интеграции оккупированных сирийских Голанских высот в составе Государства Израиль.

Объективно кризис в отношениях между Турцией и Израилем не выгоден ни той, ни другой стороне. У Турции и Израиля намного больше общих интересов и точек соприкосновения, чем оснований для конфронтации. Так, Израиль, поставивший во главу угла своей внешней политики концепцию недопущения Ирана к любым разработкам в области ядерных технологий, объективно заинтересован в ликвидации режима Б. Асада основного союзника Тегерана в регионе.

Турция, стремящаяся к установлению своего контроля над районами проживания сирийских, иракских и иранских курдов, не в меньшей степени заинтересована в дестабилизации внутренней обстанов¬ки как в Иране, так и в Сирии и Ираке. На фоне «иранского синдрома» идет формирование нового турецко-израильского политического альянса. На официальном уровне Израиль ясно дал понять, что поддерживает действия иностранной коалиции во главе с США в Сирии и выступает за устранение Б. Асада.

Еще два года назад по инициативе президента США Б. Обамы состоялся телефонный разговор израильского премьер-министра Б. Нетаньяху и премьер-министра Турции Р. Эрдогана. Б. Нетаньяху принес извинения турецкой стороне и указал: «После трех лет разлада в турецко-израильскихотношениях я решил, что настала пора их реабилитировать. Изменяющаяся реальность вокруг нас вынуждает постоянно пересматривать отношения с другими странами региона. За прошедшие три года Израиль делал неоднократные попытки примирения с Турцией. Факт заключается в том, что для меня главным фактором стал сирийский кризис» [3].

Со своей стороны, Р. Эрдоган принял извинения израильского премьера, обязался закрыть уголовное дело в отношении израильских спецназовцев, участвовавших в рейде и подчеркнул «важность тесного сотрудничества и дружбы между турецким и еврейским народами» [4].

Белый Дом с удовлетворением констатировал в отчете об итогах визита Б. Обамы в Израиль: «Соединенные Штаты глубоко ценят наши тесные партнерские отношения с Турцией и Израилем, и мы придаем большое значение восстановлению позитивных отношений между ними в целях содействия региональному миру и безопасности».

В декабре 2015 г. власти Турции подтвердили, что на переговорах в Швейцарии было достигнуто предварительное соглашение с Израилем. Согласно условиям соглашения, Израиль создает фонд в размере 20 млн долл. для выплаты компенсации жертвам рейда израильских командос на корабль «Мави Мармара», а в обмен на это Турция отказывается от любых исков против Израиля по этому делу. Кроме того, Израиль обязался ослабить режим блокады сектора Газа.

Возобновление турецко-израильского сотрудничества под эгидой США в нынешних обстоятельствах устраивает все стороны. Р. Эрдоган, имидж которого существенно пострадал из-за коррупционных скандалов, гонений на демократическую оппозицию и курдского вопроса, безуспешных попыток занять лидирующие позиции в мусульманском мире и обоснованных обвинений в пособничестве террористам в Сирии будет использовать примирение с Израилем для укрепления своих политических позиций.

Израиль заинтересован в расширении регионального круга государств, готовых проявлять к нему лояльность. Турция рассматривается как важнейший инвестор программ развития израильского ВПК, а также долгосрочного проекта разработки газового месторождения «Левиафан» и строительства подводного газопровода, по которому израильский газ будет поступать в Турцию.

Все стороны реанимированного союза при участии США объединяет единая стратегическая задача сдерживания фронта радикального ислама в сторону Ирана, Северного Кавказа, Центральной Азии и далее в направлении границ России.

Крылов Александр Владимирович

Источник: mgimo.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий