Ранее Sobesednik.ru писал о том, что протоиерея Всеволода Чаплина уволили из Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Чаплин объяснил свой уход возникшими разногласиями с патриархом Кириллом. Известный журналист Александр Невзоров в интервью Sobesednik.ru высказал предположение о том, что Чаплина подвела его возросшая популярность.
— Я искренне скорблю по этому поводу. Потому что каким бы он [Чаплин] ни был, с какими бы людоедскими наклонностями он не был, это был очень яркий человек. Он не был способен к грамотной полемике, разумеется. Но тем не менее его переполняли какие-то чувства, эмоции, он был интересным соперником, противником.
К сожалению, теперь его на этом посту нет. Вместо него представлять социальную позицию РПЦ будут достаточно безликие люди [на место Чаплина назначен Владимир Легойда, экс-глава Синодального информационного отдела Московского Патриархата — ред.].
С моей точки зрения, Чаплин сильно компроментировал православие, за что я ему всегда был благодарен. Плюс действительно РПЦ без Чаплина как болото без лягушки. Все остальные значительно более приземлённые, блёклые, невзрачные, гораздо менее интересные.
— Как в целом это характеризует систему РПЦ?
— Это говорит только о болезненной ревности Гундяева [Владимир Гундяев, патриарх Кирилл — прим. ред.] к чужой славе, потому что действительно возник медийный перекос, при котором Чаплина стали знать больше, чем Гундяева.
Он такие вещи отслеживает чрезвычайно внимательно и немедленно, вне зависимости от личных взаимоотношений и каких-то заслуг, такого персонажа придавливает. Разговоры про то, что Чаплин проповедовал войну, насилие, свирепость и по этой причине его отставили, — байки. Потому что РПЦ сама ведёт достаточно агрессивную риторику и позволяет себе и одобрение войн, и одобрение убийств. И вообще ведёт себя как настоящая христианская церковь, то есть жестоко, злобно и бескомпромиссно. Так что дело было только в крайне возросшей популярности Чаплина.
— Как дальше РПЦ будет развиваться без Чаплина?
— Они будут блёкнуть, бюрократизироваться, будут расширять свой бизнес и вместе с тем думать о том, что бизнес должен быть, скажем так, более серого цвета, чтобы не так выделяться.
Там гигантские деньги, там гигантские конъюнктурные возможности, гигантские номенклатурные возможности. Они хотят ими широко пользоваться. Я прекрасно понимаю, что все разговоры про веру, про помыслы не более чем притворство, просто нормальная упаковка всего этого лицемерного продукта.
Они хотят, чтобы их госкорпорация была респектабельной. И всякие там христиане типа Чаплина — потому что, может быть, он был одним из немногих истинных христиан в этой организации — там совершенно неуместны. В слово «христиане» я вкладываю отрицательный смысл, прошу это учесть.
— Чаплина тогда, может быть, убрали не из-за возросшей популярности в обществе?
— Насколько я знаю, сдетонировала именно его популярность. А потом уже стали разбираться и вспомнили, что он вредит нормальному течению бизнеса, и тихонько слили. Ну, не тихонько.
— Чаплин объяснил свой уход тем, что у него были разногласия с патриархом. Подобная ситуация мне напомнила историю конфликта протопопа Аввакума и Никона…
— Никогда не воспринимайте всё, что касается истории, за чистую монету. Мы понятия не имеем, что там было на самом деле. Мы только знаем шутки одних фантазёров над другими. Мы уже имеем дело с практически полностью придуманной историей. Она столько раз редактировалась… Уверяю вас, что протопоп Аввакум и Никон очень далеки от наших с вами представлений.
— Как вы думаете, что будет дальше с Чаплиным?
— Я думаю, что он повторит судьбу многих церковных выкидышей. И пойдёт громить патриархию, пойдёт обнажать факты, которые совсем бы не хотелось слышать патриарху, его окружению. Чаплин — человек темпераментный, считает, что его оскорбили и обидели незаслуженно. Что он верно служил патриархии и церкви, что его унизили этим выкидыванием. Поэтому я думаю, что действовать он будет очень темпераментно. Но пусть они там друг друга… А мое дело потом добить раненых.
Источник: sobesednik.ru