В декабре 2015 года в политическом пространстве Украины произошло много ярких событий. Пожалуй, слишком много. С избытком. Чересчур.
Многоэтажная нецензурная лексика между главой МВД и губернатором крупной области, со швырянием стаканами, коррупционными обвинениями и бандитскими угрозами.
Перенос премьер-министра за причинное место в прямом эфире, во время заседания Верховной Рады.
Фантастическая по беззаконию и бесполезности энергоблокада Крыма.
Головы коров и свинья в гробу (!) перед зданием Верховной Рады.
Прорыв депутата в зал заседаний с помощью боевой гранаты.
Кунг-фу ногами в исполнении другого депутата по голове полковника СБУ.
Визит ревизора в ранге заокеанского вице-президента и его требование о федерализации страны.
Издевательские еврообещания об отмене виз.
Президентское откровение о создании Украины лицами еврейской национальности.
Эпопея с трехмиллиардным российским долгом и дефолт на Новый год.
Многочисленные медийные поводы поставлены на поток. Они умело отвлекают от подлинно значимых явлений, забивая эфир скандальными разоблачениями, интригующими расследованиями и пустопорожней говорильней.
Всего за полтора года всяческих реформ украинское правительство добилось полной финансовой зависимости от МВФ.
Долги частных кредиторов были реструктурированы в отложенное бремя увеличенных обязательств. Но почему-то новых кредиторов не появилось. Не появилось новых инвесторов, зато старые постарались распродать активы и отбыть в иные страны. Не вернулись на родину капиталы из оффшоров. Не хлынул денежный поток из стран ЕС, США и Канады. Не залило проблемы ликвидностью от щедрот ЕЦБ, ЕБРР, от иных международных финансовых организаций.
Вся зарубежная денежная помощь Украине проходит согласование с МВФ. За исключением личных валютных переводов от заробитчан.
Международный Валютный Фонд занял пост монопольного украинского благодетеля. С правом карать и миловать, щелкать кнутом и дразнить пряником, советовать и настаивать на выполнении советов. МВФ получил власть над украинской властью. Согласившись кредитовать Киев даже в состоянии дефолта – но на своих условиях. Налоговых и бюджетных, явных и тайных.
Еще в начале декабря 2015 года киевский представитель Фонда г-н Ваше отметил: «Для продолжения кредитования по линии МВФ существуют большие риски, если согласованные с нами бюджет и налоговая реформа не будут приняты Верховной Радой».
Прошло три недели с момента открытых угроз г-на Ваше – а Верховная Рада так и не приняла поправки в налоговый кодекс и сам бюджет Украины. Контролировать 20 министров оказалось проще, чем четыреста с лишним депутатов. Протащить продиктованные в МВФ нормативы пока не удается. Причем суть бюджетных поправок и налоговых реформ замалчивается. Надлежит проголосовать, и точка!
17 декабря состоялось внеочередное заседание украинского парламента. Депутаты заслушали предложения (госпожи Лагард & Co) правительства по проекту бюджета и налоговой реформе. Подвергли критике оба блюда и отказались вносить их в государственное меню на 2016 год. Но согласились рассмотреть в первом чтении на следующем заседании. Уже без дискуссий, чего время зря терять?
За последующую неделю депутатский корпус подвергся мощному нажиму. Со стороны поварят из кабмина, шеф-поваров из МВФ и самого хозяина ресторана альтернативной кухни.
18 декабря МВФ принял специальное заявление со следующей ключевой фразой:
«Для дальнейшего финансирования Украины надлежит принять бюджет с дефицитом не более 3.7 % ВВП, расширить налоговую базу и оптимизировать государственные расходы… Прием бюджета с отклонениями от рекомендаций МВФ прервет международное кредитование Украины…»
Расширение налоговой базы – это рост налогов.
Оптимизация государственных расходов – это сокращение государственных расходов.
Постмайданная независимость – это строгое и скрупулезное выполнение указаний МВФ.
В канун очередного голосования министр финансов США позвонил стойкому-звонкому премьеру Украины. Господин Лью подчеркнул важность (пресмыкания) выполнения рекомендаций МВФ: «Фискально устойчивый бюджет критически важен для предоставления финансовой помощи и экономической стабильности Украины».
Грабительский кредит уже два года упорно называется помощью. Отказ от гарантий по российскому долгу ни МВФ, ни глава американского минфина не комментируют. Открытого давления на собственных протеже в Киеве не стесняются. Преувеличивая их влияние на ситуацию и организаторские способности. Фискальная устойчивость украинской экономики по рецептам МВФ приведет к ее трупному окоченению. Правительство к эвтаназии уже готово, а депутаты еще нет.
23 декабря Верховная Рада отклонила бюджетные и налоговые инициативы правительства-МВФ. Точнее, провалила законы об изменении управления государственной собственностью, о стабилизации финансов. До улучшения налогового гнета и фискальной устойчивости бюджета дело не дошло, заседание было закрыто.
Предсказуемо началась истерика на премьерском и министерском уровнях. Депутатов попрекали страной без бюджета, армией без оружия, больницами без лекарств, пенсионерами без пенсий, моряками без моря. Обвиняли в экономической катастрофе, в саботаже и популизме, во вредительстве и предательстве. Посулили народным избранникам новогодние праздники в зале заседаний Верховной Рады. Пока не проголосуют правильно.
До наступления 2016 года еще есть целая неделя. Украинские депутаты обязательно примут новый налоговый кодекс и новый бюджет. Резкий рост акцизов на топливо им уже удался. Повысить налоги на доходы физических лиц и НДС даже выше требований МВФ им уже удалось. Дозволить правительству увеличивать норму отчислений в бюджет для госпредприятий им уже удалось.
Очередная битва с собственной страной будет выиграна. Принципиальные борцы с советским прошлым действуют по заветам советской киноклассики:
– Может быть, собрание ещё и не согласится с правлением.
– В нашем кооперативе с правлением всегда согласны.
– Да, не соглашаться с правлением – всё равно, что против ветра плевать.
Кто же всерьез будет плевать на авторитетное и монопольное правление? В этом кооперативе за долю малую согласятся все. Благо интрига закручена и приближается сочельник. К праздничным подаркам под новогодней ёлкой присоединяются «Дефолт», «Бюджет» и «Налоговый кодекс». Какой сверток окажется более разрушительным, покажет 2016 год.
Даша Гасанова
Источник: grtribune.ru