Ликуйте, православные! Торжествуй весь народ российский!.. 15 декабря в день своего столетия в столицу нашей родины прибыла — трюх-трюх — баронесса фон Дрейер Ирина Владимировна, дочь генерал-майора фон Дрейера, в 1920 году вместе с генералом Деникиным бежавшего за границу от Первой конной армии фельдфебеля Буденного. По случаю долгожданного возвращения баронессы предполагается фейерверк, салют из 224 орудий и бесплатная раздача бутылочек пепси и ватрушек у памятников Николаю Второму, Столыпину и Иосифу Бродскому. Возможна приветственная речь президента или депутата Жириновского.
Но даже в такой радостный день нельзя не заметить одну большую странность: в советские времена возвращались из-за границы, главным образом, живехонькие деятели культуры, иные с мировыми именами, и они ещё долго трудились во славу Родины, а ныне либо перевозят могильный прах, либо доставляют вот таких одров, как никому неведомая вековая баронесса.
В самом деле, вспомните. Окончательно вернулся Максим Горький и продолжал здесь работу над эпопеей «Жизнь Клима Самгина», над пьесой «Васса Железнова», над путевыми очерками «По Союзу Советов», выступал со статьями, активно участвовал в общественной и литературной жизни. Ещё раньше — Алексей Толстой и развернулся так, как никогда прежде – от фантастического детектива «Гиперболоид инженера Гарина» до эпопеи «Перт Первый». Не смог жить за границей и великий композитор Сергей Прокофьев, здесь, на Родине он пишет оперу «Война и мир», балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка»… А его кантата к фильму «Александр Невский»!
Вставайте, люди русские,
За нашу землю честную!..
Что этим именам и произведениям может противопоставить нынешняя власть? Прах генерала Деникина, подаренный президентом Бушем президенту Путину. Того самого Деникина, который до самой смерти мечтал о разгроме Советской России…
Еще до войны вернулись на родину Александр Иванович Куприн, Марина Ивановна Цветаева, во время войны — Александр Николаевич Вертинский, после войны — Сергей Тимофеевич Коненков, Валентин Федорович Булгаков, последний секретарь Льва Толстого… И почти все продолжали работать, получали почетные звания вплоть до Героя социалистического труда, ордена, премии. Мы предлагали тогда вернуться даже закоренелому антисоветчику Бунину, который в первые дни войны злорадно писал в дневнике: «Кажется, царству Сталина приходит конец… Москву бомбят. Это ей ново…А может, это и не плохо, если немцы разобьют русских?» и т.д. Константин Симонов даже угощал классика коммерческой черной икрой и языковой колбасой, присланной самолетом из Елисеевского магазина, но не поддался классик. Досадно. Ведь тогда у нас не было ни одного Нобелевского лауреата.
А каков ответ демократии на сей раз? Они приволокли, кажется, из Швейцарии прах философа Ивана Ильина, по матери немца, но едва ли по этой причине даже после войны, уже зная, что его соплеменники натворили на его родине, сколько крови пролили и душ загубили, продолжавшего восхвалять фашизм…
В Советский Союз возвращались не только наши соплеменники. В 1950 году к нам приехал знаменитый итальянский физик Бруно Понтекорво, работавший раньше в США, Канаде, Великобритании. У нас он стал академиком, получил Сталинскую и Ленинскую премии да ещё и отбил красавицу жену у поэта Михаила Светлова.
Можно вспомнить и знаменитых шахматистов, бежавших в нашу страну от фашистской угрозы – Эммануила Ласкера из Германии, Сало Флора из Чехословакии, Андрэ Лилиенталя из Венгрии. А Бруно Ясенский и Вольф Мессинг из Польши? Все – евреи. Вот какое было время: даже евреи бежали не из Советского Союза, а в Советский Союз. А от демократии сколько их убежало из России?
Наконец, всей душой были с нами Ким Филби, второе лицо в английской контрразведке, и вся его великолепная «кембриджская пятерка», работавшая на Советский Союз, трое из которой у нас нашли убежище и последний приют. Чего стоили хотя бы одни только сведения, полученные от Филби накануне битвы на Курской дуге.
А теперь вспомните, кому после перезахоронения Деникина, Ильина и еще каких-то битых генералов Путин выдал российские паспорта. Французскому актеру Депардье. И в каком театре он играет – не у Хазанова? Американскому боксеру Рою Джонсу, видимо, в сладком расчете на то, что вот теперь у нас будет чемпион мира по боксу. А тот в первом же бою под российским флагом выдержал только три раунда, в четвертом оказался на полу. Может, баронесса фон Дрейер выступила бы успешней?
Автор — Владимир Сергеевич Бушин, писатель, публицист, литературный критик, фельетонист, общественный деятель. Член Союза писателей СССР.
Источник: yuriboldyrev.ru