Военное ведомство Тайланда высказало заинтересованность в закупке российских танков серии Т-90, причем речь идет, как о стандартном Т-90С, так и о последней версии этой платформы – танке Т-90МС, который способен работать в условиях любого климата.
Тайландской стороне оказался также очень интересен новейший танк третьего поколения Т-14 «Армата», но в ближайшие годы он не будет поставляться Россией на экспорт, хотя закупка Т-90 даст, в свою очередь, Тайланду возможность стать одним из первых зарубежных покупателей этой уникальной машины.
Примечательно также то, что причина обращения со стороны Тайланда к продукции «Уралвагонзавода» оказалась достаточно интересной – азиатскому королевству необходимо заменить устаревшие американские танки A48M5, которые на сегодня находятся на вооружении двух кавалерийских батальонов тайландской армии.
Первоначально Тайланд подписал контракт на закупку танков БМ «Оплот»(Т-84-У), который является дальнейшим развитием советской платформы Т-80, но проблемы в эксплуатации, а также тот факт, что по некоторым данным на поставленных Украиной танках новой была только башня, а сама платформа была переделана хитрыми украинцами из старых образцов. Это в принципе логично, поскольку танки Т-64/80/84, которые традиционно производятся в Харькове, представляют собой одну технологическую линейку.
Военный эксперт Борис Рожин считает, что факт жульничества со стороны украинцев вполне мог быть, потому что и ранее были сложности с поставками украинской бронетехники в Пакистан, а также Украиной были сорваны аналогичные контракты с рядом африканских стран, в частности – с Угандой и Кенией. При этом, в случае с кенийцами поставленные Украиной танки были при очень сомнительных обстоятельствах украдены сомалийскими пиратами.
«В результате, у Украины сложилась на рынке военной техники репутация необязательного поставщика. Соответственно, любые сомнения в качестве товара или постпродажного обслуживания, например, когда вместо новых устройств были поставлены восстановленные или откровенно «бэушные» образцы, вынуждает любого покупателя искать альтернативы, поэтому действия со стороны Тайланда выглядят логичными», — резюмирует Рожин.
Тем более, единственным вариантом для тех стран, которые завязаны на покупку советской техники, на сегодня является только Россия, поскольку Украина фактически продала все свои старые запасы бронетехники, а с производством новых образцов у нее есть серьезные проблемы.
«Тем более, можно сказать, в плане рекламы танки Т-90 сейчас успешно «обкатываются» в Сирии, где данная машина проявляет себя очень хорошо и не имеет потерь, что не могло пройти мимо Тайланда», — констатирует Рожин.
Кроме того, данное событие хорошо иллюстрирует тот факт, что Украина производит недостаточное количество комплектующих для своих танков, что вынуждена делать новые машины с привлечением не просто восстановленных деталей, а, по сути, целых компонентов выработавшей свой ресурс техники. Причем, дело касается не старых моделей, которые действительно можно так модернизировать – достаточно вспомнить хотя бы российский проект Т-72Б3, а танков, которые позиционируются как «новейшие».
«Все это говорит о том, что на Украине имеется серьезная нехватка мощностей по производству необходимых деталей. Впрочем, несмотря на это, танки украинцы собирать пока могут, поскольку существуют старые запасы запчастей, также всегда есть под рукой горы остатков старой техники, но если этим еще можно укомплектовать силы АТО, то на экспорт такая продукция не подходит», — заключает Рожин.
Тем более, в настоящий момент, качество бронетанковой продукции на Украине, по словам Рожина, еще ухудшилось, поскольку перед Киевом стоит задача численно восстановить тот машинный парк, который был в украинских подразделениях до войны в Донбассе.
«Это вынуждает украинские предприятия не только спешить, но и ставить под вопрос выполнение зарубежных контрактов, поэтому любой экспорт качественной военной техники за рубеж на сегодня для Украины невозможен в принципе», — отмечает Рожин.
По словам Рожина, с таким подходом украинцы год-два еще протянут в отличие от производства современных бронетранспортеров, которое у них зависит от продукции Ярославского завода, но все равно – технологичная цепочка безвозвратно потеряна.
Что касается БМ «Оплот», то он не выдерживает никакого сравнения с российским Т-90, причем, причина лежит на поверхности. Россия не просто так выбрала в девяностые годы для дальнейшей модернизации и обеспечения своих войск именно платформу Т-72/90, а не более сложную и дорогую Т-80. Этот проект в тех экономических условиях было просто не потянуть, поскольку заложенные в этом танке идеи требовали очень большого финансирования. Тем более, даже в советское время существовали большие сомнения в целесообразности платформы Т-80 с ее дорогостоящим газотурбинным двигателем.
Естественно, что не смогла Россия – не в состоянии сделать и Украина, поэтому все украинские идеи, которые были разработаны в рамках работы над развитием Т-80/84/Оплот, может быть и правильны, но в рамках украинских условий попросту не реализуемы. В результате получился фантомный танк, который даже в условиях мирного времени и отсутствия поставок в собственную армию украинцы собирали из восстановленных компонентов бронетехники старых моделей.
Поэтому БМ «Оплот» не идет ни в какое сравнение не то, что с «Арматой», но и со старыми версиями Т-90, которые являются следствием проверенных на практике решений, а не неких умозаключений, которые идут в разрез с возможностями собственной промышленностей. Так-то у украинцев осталась неплохая бронетанковая школа, но полностью разваленная материальная часть, которая ставит крест на перспективах любых проектов.
В этой истории удивительно только то, что тайландцы изначально решили обратиться за танками на Украину.
Источник: rueconomics.ru