На минувшей неделе большой переполох среди стад либеральных журналистов и малоусердных блогеров вызвала публикация китайского информагентства “Синьхуа” под названием “Комментарий: сможет ли Россия выдержать испытание на прочность на фоне сложного кризиса?”
Из заметки за авторством тов. Чжао Юя, пересказанной на вольный лад сперва “Независимой газетой”, а затем “Свободной прессой”, рукопожатная блогосфера на пару с примкнувшими к ней “всепропальщиками” устроила форменный кипеш под лозунгом “Китай сливает Россию!” Выковыряв из текста весь имеющийся негатив, интерпретаторы умудрились представить дело так, будто высшее китайское руководство через свой официозный рупор поставило крест на правительстве Дмитрия Медведева, отреклось от всех российско-китайских связей и знать больше не желает северного соседа. Вопли “Ну, вот и всё!” перемежались с закатыванием глаз и потиранием рук — знатная случилась истерика.
Следует честно признать: выковыривать из комментария на “Синьхуа” было что. Приведем оттуда три наиболее критических высказывания, которые при желании действительно можно трактовать как критику:
“По мнению аналитиков, одна из главных причин финансово-экономической нестабильности 2014-2015 годов в России — это структурный кризис экономики, который начался еще в 2012 году. Его суть состоит в деиндустриализации экономики и упадке сельского хозяйства, а после его окончания, как правило, наблюдается невозможность быстрого восстановления обрабатывающей промышленности и аграрного сектора”.
“Не представляется возможным выйти из системного кризиса, не преодолев диспропорции в развитии финансового и реального секторов экономики, которые продолжают нарастать”.
“Директор Института России при Китайской академии современных международных отношений Фэн Юйцзюнь считает, что из-за украинского кризиса Россия зашла в серьёзнейший с начала века стратегический тупик”.
Если бы статья китайских товарищей состояла только из подобных фраз, дело приняло бы скверный оборот. Но, во-первых, данный коммент на “Синьхуа” вышел вовсе не в виде официальной “тассовки”, а как частное мнение одного публициста — разница существенная. Во-вторых, критические “стрелы” в тексте перемежаются вполне оптимистичными констатациями, например:
“Для борьбы с экономическим кризисом в стране Россия разработала специальный “антикризисный план”… Наряду с этим, Россия начала активно развивать кооперацию в рамках ШОС и БРИКС, укреплять взаимодействие со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Видимо, правительство РФ не напрасно приложило и прилагает усилия по улучшению экономической ситуации. В начале декабря международное рейтинговое агентство Moody’s изменило прогноз по гособлигациям РФ с “негативного” на “стабильный”.
Ну, а в-третьих, вся публикация написана, похоже, ради последнего, результирующего абзаца, который стоит привести целиком:
“Несмотря на то, что Вашингтон и Москва возобновили контакты на высоком уровне, а Париж и Москва усилили координацию в борьбе с терроризмом после нападений ИГ (террористическая организация, запрещённая в РФ. — Ред.), Западу все же трудно изменить общую политику в отношении России в краткосрочной и среднесрочной перспективах. Тем не менее, ни одна из сторон не хочет видеть “неконтролируемое усугубление ситуации”. В борьбе с ИГ Россия обладает моральным преимуществом по сравнению с рядом стран, которые занимаются крохоборством и даже спекуляцией на этой проблеме. Таким образом, опираясь на собственные силы и разум, а также на эффективное сотрудничество с другими странами, россияне способны преодолеть существующий непростой кризис”.
“Опора на собственные силы” (см. определение “чучхе”) и “эффективное сотрудничество с другими странами” вместо западных крохоборов — всё это нельзя трактовать иначе как прозрачнейший китайский намек на необходимость скорейшего отхода Москвы от западной парадигмы в сторону Пекина. Таким образом, “слив” России на глазах превращается, по сути, в пророссийскую статью, написанную с позиции сочувствующего партнёра, желающего спасти нас от недругов.
Впрочем, здесь тоже не следует перегибать палку. Было бы ошибкой видеть в Китае альтруиста-бессребреника, готового броситься на выручку России вопреки собственным интересам. Очевидно, что за его приглашением к сотрудничеству стоит прежде всего трезвый расчет. Например — на скорейшее внедрение зоны свободной торговли размером с пол-Евразии, о необходимости которой заявил 15 декабря на заседании совета глав правительств ШОС премьер Госсовета КНР Ли Кэцян.
Надо понимать, что присутствовавший на заседании Дмитрий Медведев, видимо, не счёл китайскую инициативу безоговорочно приемлемой для России — несмотря на несколько взаимовыгодных контрактов, заключённых во время его визита в Поднебесную. Тогда-то и последовала мягкая, но весьма настойчивая критика с электронных страниц агентства “Синьхуа”. Что ж, сигнал прозвучал и, без сомнения, Москвой он будет трактован правильно.
Иван Ленцев
Источник: zavtra.ru