“Католическое Рождество” и когда родился Спаситель

By admin Dec 24, 2015

19 декабря, в День Святого Николая, в Киеве на Софийской площади зажглись огни главной рождественско-новогодней елки страны. Этим действом начался очередной цикл новогодне-рождественских праздников, который продлится целый месяц. А вместе с началом этого цикла в очередной раз показала наглядно себя застарелая проблема. Ведь 24 и 25 декабря, а нередко и накануне этих дней, ежегодно на всю страну озвучивается словосочетание «католическое Рождество». Мол, в эти дни рождение Спасителя отмечают католики (иногда добавляют – «и протестанты», когда вспоминают, что есть на свете и сотни миллионов таких христиан), а вот 7 января Рождество отмечают православные…

Что должно быть раньше – Новый год или Рождество?

На самом деле никакого «католического Рождества» не существует, и существовать не может. И вот почему. Сейчас по всей планете используют григорианский календарь (его ввел Римский Папа Григорий XIII), хотя вместе с тем во многих странах и в целом ряде конфессий параллельно существуют свои летоисчисления. Но абсолютное большинство христианских Церквей пользуется именно этим календарем (их переход на него начался 1582 году), зато меньшая часть христиан до сих пор придерживается юлианского календаря, который не полностью согласуется с астрономическим временем (набежало уже более 13 суток отставания этого календаря от астрономического времени). При этом до 221 года день рождения Христа связывали с 25 марта – как с днем начала весны. А в 221 году Секстус Юлиус Африканус назвал именно 25 декабря Днем рождения Иисуса Христа, поскольку было вычислено, что между днем Благовещения и Рождеством именно в этот день проходит 9 месяцев. Тогда еще единая Церковь почти 1800 лет назад (скоро юбилей!) приняла его аргументацию, а поэтому Рождество наступает 25 декабря. А уже потом идет Новый год. Запомним это – и идем дальше.

Кроме того, заявлениями о «католическом Рождестве» бравые журналисты и политики невольно отлучают от Церкви примерно пятую часть от общего количества православных христиан и большинство православных патриархов, включая Вселенского, которые отмечают Рождество Христово именно 25 декабря, в один день с католиками и почти всеми протестантами. Речь идет не о каких-то сектах, а о Антиохийской, Болгарской, Элладской, Кипрской, Румынской, Александрийской и ряде других православных Церквей, о православных Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана, Египта и других стран. Более того и часть верующих Русской православной церкви придерживается этой нормы (скажем, Латвийская православная церковь Московского патриархата). Все упомянутые церкви не перешли на григорианский календарь – они создали так называемый новоюлианский, который почти не расходится с григорианским.

К чему приводит жизнь по двум календарям одновременно

А теперь о главном. Огни зажигают не только главная елка страны и елки в областных центрах и более или менее значимых городах; уже начали работать новогоднее-рождественские ярмарки, приобретает все больший размах – от Киева до Хацапетовки – серия бесчисленных корпоративов, шоу-представлений, программ ночных клубов и других развлечений для взрослых. За праздничными столами, щедро заложенными напитками и едой, в последнюю декаду декабря собирается чуть ли не вся Украина. И гуляет, как говорится, на полную катушку.

А тем временем у православных (принадлежат ли они к Киевскому или Московскому патриархату) и у греко-католиков – в Украине их церкви пользуются юлианским календарем, тогда как общество в целом – григорианским, – 28 ноября начинается Рождественский пост («Филиппов»), который продолжается вплоть по 6 января включительно. Пост же предусматривает строгие ограничения в пище (исключаются мясные и молочные блюда и яйца) и запрещает употребление алкогольных напитков (разве что на День Святого Николая и по воскресеньям разрешено выпить бокальчик освященного кагора). Ну, а разного рода гульбища взрослого людей в этот период беспрекословно также относятся к разряду скоромного и являются грехом…

А вместе с тем, по данным социологов, верующими себя считают более 2/3 взрослых граждан Украины; из них православных и греко-католиков – более 80%. Иначе говоря, более половины украинцев должны соблюдать Рождественский пост (а он, так же, как и каждый пост, прежде всего связан не с диетой, а с очисткой духа от повседневной суетности для постижения Вечного) и учить этому своих детей. Учитывая же чувства христиан, подавить веселье в это время должны и агностики, и атеисты. Но нет – практически вся страна дружно грешит и не кается в этом.

Поэтому в итоге имеем серьезную проблему массовой «двойной морали» и, образно говоря, «раздвоенности душ» значительного количества украинских граждан, когда люди действуют одновременно и как верующие христиане, и как ожесточенные атеисты, не видя в том большой беды. Бросается в глаза, что церковные деятели фактически с этим смирились, не находя возможности как-то помочь и отделываясь резонерством: мол, надо придерживаться канонов, и тогда все будет хорошо…

А между тем раздвоенность украинской души наглядно проявляет себя во всех сферах жизни: и в текущей политике (когда те же люди на выборах по смешанной системе голосуют за список патриотической партии и одновременно – по мажоритарному за кандидата от «Опоблока»), и в геополитической стратегии ( хотя здесь за последние два года возобладала проевропейская тенденция, все равно немало опытных социологов стремится одновременно и к Евразии, и в Европу), и в культурной сфере (достаточно послушать, с какими песнями на телеконкурсах выступают многочисленные представители всех поколений)… Конечно, нельзя сказать, что корни всех этих проблем – в сфере церковной жизни и в несовпадении календарей. Но и недооценивать новогодне-рождественскую привычку лицемерия нельзя. Все взаимосвязано, и сочетание несочетаемого в сакрально-символической сфере усиливает такие же тенденции в других сферах…

Итак, начав с тезиса, что выражение «католическое Рождество» глубоко неверно, мы закономерно вышли на фундаментальные проблемы и противоречия жизни страны. Каким же может быть здесь выход? Может, Украине, которая одной из первых стран с преимущественно православным населением – задолго до указов Петра I – начала отмечать приход Нового года 1 января (пусть и по юлианскому календарю), пришло время сделать логический следующий шаг – и, наконец, начать на уровне православной и греко-католической церквей отмечать Рождество Христово не 7 января, а 25 декабря, следуя Вселенскому патриархату? Конечно, сначала будут проблемы, и проблемы серьезные, однако не стоит ли изучить опыт такого перехода, скажем, в Болгарской церкви? Ведь там несколько десятилетий верующие приходили в храмы отмечать Рождество дважды: младшие – 25 декабря, старшие – 7 января. И ничего, все нормализовалось…

Я понимаю, что, когда к «старому» и «новому» Новому году добавится еще и «новое» и «старое» Рождество, возникнет куча проблем. Но, по крайней мере, проблема «двойной морали» будет снята. И Украина будет отмечать рождение Спасителя одновременно не с Россией и Беларусью, а с Европой, Америкой, Азией, Африкой – и большинством православных Церквей планеты…

А для начала стоит твердо запомнить, что 24-25 декабря отмечается вовсе не «католическое Рождество»…

Сергей Грабовский

Источник: ru.krymr.com

By admin

Related Post

Leave a Reply