Система «Платон», с помощью которой взимается плата с большегрузных автомобилей за пользование дорогами, заработала в России с 15 ноября. Ее запуск привел к протестам дальнобойщиков и недовольству многих российских компаний. Звучат и мнения, что «Платон» способен нанести большой ущерб российской экономике. Однако правительство и Росавтодор непреклонны и уверяют, что использование системы позволит улучшить состояние дорог в России.
1 Что это такое?
«Платон» – это система взимания платы с грузовиков максимальной массой более 12 тонн за проезд по российским дорогам. Оплата производится с помощью платежной карты, а пройденное расстояние определяется либо с помощью специального бортового устройства, получающего данные от системы ГЛОНАСС, либо с помощью специально оформляемой маршрутной карты, где содержатся сведения о планируемом маршруте автомобиля. Кстати, название системы не имеет никакого отношения к древнегреческому философу и расшифровывается как «Плата за тонны».
2 Зачем «Платон» нужен?
Правительство рассчитывает, потратив на внедрение «Платона» около 30 миллиардов рублей, уже за первый год использования системы собрать около 40 миллиардов. Эти деньги планируется пустить на ремонт дорог, которые серьезно повреждаются от движения большегрузных машин. Собственно, официально взимаемый с перевозчиков сбор называется «Плата в счет возмещения вреда». Кроме того, таким образом власти надеются покончить с практикой езды порожняком, поскольку за пустой грузовик придется платить столько же, сколько и за груженый.
3 Тарифы и последствия для экономики
За каждый пройденный километр перевозчик будет должен заплатить 1,53 рубля. А уже с 1 марта 2016 года тариф вырастет вдвое – до 3,06 рублей. Кроме того, перевозчик должен потратиться и на оборудование автомобиля. Само собой, что это скажется на ценах на перевозки и, соответственно, на перевозимые товары. Глава Сбербанка Герман Греф заявил, что рост инфляции из-за системы составит 1,5%. Росавтодор и министерство финансов более оптимистичны. Дорожники обещают, что инфляция из-за «Платона» не вырастет более чем на 1%, а цены на потребительские товары вообще увеличатся только на 0,3-0,4%. Замминистра финансов РФ Максим Орешкин вообще считает, что вклад системы в рост потребительских цен составит не более 0,1%. Наиболее пессимистичные прогнозы озвучили в министерстве экономического развития: там посчитали, что при тарифе в 3,75 рубля за километр (именно столько планировалось требовать изначально) дополнительный рост инфляции составит 5% и посоветовали снизить тариф до 64 копеек за километр. Госдума, в свою очередь, пытается уговорить правительство не повышать в ближайшее время тарифы выше 1,53 рубля.
4 Кому пойдут деньги?
Деньги, полученные от «Платтона» официально должны быть направлены на ремонт дорог, в первую очередь – региональных. Однако необходимо отметить, что собирать деньги будет компания «РТ-Инвест Транспортные системы, 50% которой принадлежат Игорю Ротенбергу – сыну известного бизнесмена Аркадия Ротенберга. Ранее совладельцем компании выступала госкорпорация «Ростех», однако руководство «РТ-Инвеста» выкупило ее долю (и уже продало половину компании Ротенбергу). Вдобавок, «РТ Инвест» будет ежегодно получать от государства 10,6 миллиардов рублей за свои услуги.
5 Проблемы
По мнению главы Минтранса Вадима Соколова, протесты перевозчика вызваны в первую очередь тем, что теперь у фискальных органов появится возможность контролировать их деятельность. Сами перевозчики, помимо недовольства высокими, по их мнению, тарифами, говорят о том, что придется полностью менять схему работы транспортных компаний. «Платон» взимает деньги или до рейса (при оформлении маршрутной карты) или во время движения (с помощью бортовой аппаратуры), а перевозчики получают деньги от клиента только по завершению рейса. И далеко не всегда сразу же. Кроме того, перевозчики указали на ряд технологических ошибок в системе (их наличие признал и премьер Дмитрий Медведев), однако правительство отказалось от тестового режима внедрения «Платона».
6 А как на Западе?
Во многих странах Европы действуют дополнительные сборы с тяжелых автомобилей. Средняя цена в странах Западной Европы колеблется от 0,135 до 0,44 евро за километр и зависит от массы, числа осей и экологического класса автомобиля. При этом предельная «бесплатная» масса автомобиля варьируется: в Германии, например, деньги требуют с машин тяжелее 7,5 тонн (а до осени этого года ограничение было то же, что и у «Платона» – 12 тонн), а в Австрии и Швейцарии – с машин тяжелее 3,5 тонн. Вдобавок, в Швейцарии действует дополнительный сбор для въезжающих в страну иностранных большегрузов. Несколько особняком стоит Франция – здесь попытка внедрения аналогичной «Платону» системы провалилась из-за протестов дальнобойщиков. Однако большинство автотрасс во Франции и без того платные, и грузовики по ним передвигаются в среднем за 0,35 евро за километр. Интересное решение приняли в Литве: там решили собирать деньги с российских дальнобойщиков в стране в ответ на требование к литовским перевозчикам в России платить «Платону». Водителям придется приобретать на литовских заправках суточные «пропуска» – так называемые «виньетки» = стоимостью около 11 евро.
Источник: novopol.ru