В «Роснано» объяснили, откуда взяли деньги на проведение новогоднего корпоратива. Если верить пресс-службе госкомпании, каждый из участников оплатил место за празничным столом из своего собственного кармана. Общая стоимость банкета составила 2 миллиона 238 тысяч рублей. На мероприятии было 415 человек. Получается, на каждого гуляющего потратили чуть больше 5 тысяч. Напомним, скандальная видеозапись с корпоратива появилась в Интернете накануне. Центральной фигурой вечера стал глава «Роснано» Анатолий Чубайс, который заявил, что у госкорпрации очень много денег и хватит не на одну, а даже на две премии.
Как вообще зарабатывает деньги госкорпорация «Роснано»? На этот вопрос в эфире Радио «Комсомольская Правда» ответил финансовый аналитик Инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин:
– «Роснано» – это не совсем обычная компания в привычном понимании. Это некий специализированный фонд, который занимается высокорискованными инвестициями. Этот фонд создавался в качестве замены существующим частным компаниям в развитых странах. Поскольку в России не было таких компаний с большим капиталом, государство создало эту компанию. Функционирование ее заключается в том, чтобы инвестировать в высокорисованные, высокотехнологичные проекты средства государственные и, наверное, уже на текущий момент частично частные. И получать через достаточно продолжительный период времени по мере развития бизнесов, в которые эти средства вкладывались, прибыль. В том числе за счет продажи этих активов, за счет того, что они подорожают, когда выйдут на самоокупаемость.
Критики Чубайса говорят, что технологии, в которые вкладывает «Роснано», были запатентованы чуть ли не в середине ХХ века. Так ли это?
– Здесь ситуация не так однозначна. Важно не что когда было запатентовано, а объем производства и доля рынка. Если что-то было запатентовано, допустим, 50 лет назад, но сейчас этот рынок растет, допустим, производство каких-нибудь полимеров, и компания инвестирует в это производство, если есть перспектива занять большую долю на мировом рынке, наверное, это правильно. Наверное, ради этого можно потерпеть убытки несколько лет, чтобы потом этот актив подорожал, и его можно было продать. Суть в том, что это не компания, это инвестиционный фонд, который занимается высокорисованными инвестициями. Если смотреть на частные компании такого типа, они, действительно, несут много убытков, выстреливают один-два проекта из сотни, но зато выстреливают, как Гугл или Фейсбук, на много миллиардов, – ответил эксперт.
Во что же обойдется корпоратив «Роснано» Чубайсу? Тимур Нигматуллин считает, что однозначного ответа нет:
– Здесь ситуация очень неоднозначная. С одной стороны, такие компании, такие фонды должны привлекать очень высокооплачиваемых специалистов и предоставлять им очень хорошие условия. Чтобы они не ушли работать в какой-нибудь Гугл, условно говоря. С другой стороны, это компания с мажоритарным пакетом государства. Если правительство экономит государственные средства активно, если сами себе министры и депутаты урезают зарплаты, наверное, это как-то должно сказываться и на компаниях с госучастием. Здесь очень неоднозначная ситуация. Наверное, менеджмент «Роснано» должен как-то учитывать эту ситуацию и искать какой-то баланс. Я пока не вижу, что баланс найден. Я думаю, это будет сделано в ближайший год. Ситуация с бюджетными средствами будет ухудшаться, должны какие-то действия предпринять госкомпании. Тоже экономить, хотя бы отказаться от премий или привязать премии к финансовому результату. Ситуация в экономике, в госфинансах находить отражение и в деятельности компаний. Но это не значит, что они должны сокращать премии сотрудникам. Потому что те уйдут в другие компании.
Антон ЧЕЛЫШЕВ
Источник: msk.kp.ru