Беседа с академиком, руководителем аппарата Президиума Национальной академии наук Беларуси.
Петр Александрович – человек упорный, настойчивый. Он представляет точные технические науки, а потому в любом деле старается добиться такой же предельной четкости и точности. На Форуме ученых России и Белоруссии, который состоялся в Москве, академик П.А. Витязь непременно присутствовал на всех заседаниях и встречах не только потому, что возглавлял делегацию ученых Белоруссии, но и по своему характеру – ему все интересно: и достижения в технике, и физика, и биология. Представить себе Академию наук братской республики без академика Витязя невозможно: он знает всех и все.
– Сегодня мы стоим на рубеже эпох, – говорит ученый. – Я убежден, что мы вступаем в новый мир, совсем иной.
– И каким он видится?
– Это зависит от новых технологий, а потому судьба государства напрямую связана с инновациями, которые может дать только наука. Без науки и подготовки кадров для государства будущее невозможно. Надо накапливать знания, развивать знания, и только в этом случае вклад любой страны в развитие цивилизации будет ощутим. Но для этого необходимо выделять на науку не менее одного процента от ВВП страны. Опыт таких стран, как Финляндия, Южная Корея, Китай, красноречиво подтверждает этот тезис: они вкладывают в науку, а потому стремительно развиваются. 2-3 процента дают возможность развиваться экономике в целом, а по некоторым направлениям вложения доходят до 10 процентов – это как раз те отрасли, в которых получены уникальные достижения. Это электроника, информатика, цифровые технологии и так далее. Кстати, крупные фирмы, которые нынче процветают, тратят одну десятую своих доходов на новшества, на инновации. Только при таких вложениях в науку можно быть конкурентоспособными на мировом рынке. К сожалению, и в Белоруссии, и в России средств на науку выделяется несравненно меньше, чем в стремительно развивающихся странах. Вот и получается заколдованный круг: хочется тратить меньше, а получать больше. Но так не бывает!
– А если средств действительно нет?
– Надо экономить, но только не на науке. Кстати, выполнение программ Союзного государства позволяет нам ускорить работы по тем направлениям в науке, которые жизненно необходимы для России и Белоруссии. Так что тут определенные сдвиги и успехи есть. Только надо более четко и уверенно выделять те области науки, в которых у нас есть общие интересы. Вместе легче работать и развиваться.
– А приоритеты есть?
– Да, мы их наметили. Определили Союзные программы, выбрали партнеров, начали финансирование. Это оптические технологии, наноматериалы, высокопроизводительные системы в промышленности и сельском хозяйстве, генная инженерия и некоторые другие. Но для «приоритетов» – общие принципы. Прежде всего, программы должны быть взаимовыгодными и полезными. А главное, всегда нужно дойти до финиша, чтобы была отдача. Те же космические исследования. Очень важно, чтобы они имели прикладное значение и использовались в разных областях нашего хозяйства. И таких примеров достаточно. Это касается зондирования Земли, контроля лесных угодий, рационального использования пахотных площадей и многого другого. Электроника и новые материалы, которые создаются для космических аппаратов, должны находить применение во всех отраслях, в частности, в атомной энергетике, которая начинает развиваться в Белоруссии. Проще говоря, надо не только создавать новые технологии, но и уделять внимание их применению в разных областях науки, техники и производства.
– В Белоруссии, насколько известно, особое внимание уделяется информационным технологиям?
– Да, это так. Мы считаем, что они должны развиваться опережающими темпами, так как используются в управлении промышленностью. С этим направлением тесно связаны исследования, которые ведутся совместно с Санкт-Петербургом. Это полупроводники, новые приборы и установки. Это комплексные работы, и они ведутся непрерывно, что позволяет нам не только сохранять традиции, но и квалифицированные кадры.
– Когда речь заходит о науке Белоруссии, нельзя не сказать о комплексе биологических исследований…
– В этой области у нас действительно есть достижения, и даже – на мировом уровне: генная инженерия, биотехнология… Кстати, эти области притягивают к себе молодых. Здесь перспективы безграничны. Не зря наш век называют «веком биологии». Подъем сельского хозяйства, развитие медицины и ряда отраслей промышленности, – все это связано с достижениями молекулярной биологии. У нас хорошие контакты с зарубежными лабораториями, а потому мы рассчитываем на неплохие результаты. Тем более что некоторые работы наших биологов, в частности, по трансплантации генов, признаны даже мировым сообществом. А ведь здоровье человека – это одна из главных забот как науки, так и общества в целом.
– В медицину, машиностроение, в спецтехнику из космических исследований нынче приходят нанотехнологии и наноматериалы, о которых в 60-е годы, помню, только мечтали…
– Сейчас мы регенерируем материалы уже на уровне наноструктур. Причем они имеют комплекс свойств, которые мы им задаем. Одновременно конструируются аппараты, способные наносить эти новые материалы тонким слоем на поверхности, чего в прошлом осуществить технически было невозможно. Такие материалы способны работать в вакууме, «всухую», в любых условиях. Все это очень важно для машиностроения. Мы прекрасно понимаем, что повышение точности – это повышение надежности, ресурса, долговечности и так далее. На мой взгляд, в машиностроении происходит революционный скачок, и очень важно нам его не проморгать. Следует всегда помнить, что развитие современной техники и науки идет весьма стремительно.
– Известно, что особое внимание ученые Белоруссии уделяют продовольственной программе.
– Безусловно! Можно много говорить о здоровье, но слова останутся словами, если мы не обратим особого внимания на качество продуктов. Я имею в виду не только полезные сорта растений, но и всю систему их выращивания и обработки. В этой области непочатый край работы. Сегодня мы озаботились детским питанием, и тут у нас есть определенные успехи, но необходимо те же принципы качества распространить на всю продукцию. Роль науки на каждом этапе – от создания новых продуктов до контроля за их качеством – чрезвычайно велика. Взять хотя бы лен – традиционную культуру для Белоруссии. Лен можно использовать не только в легкой промышленности для изготовления одежды, но и культивировать как заменитель хлопка, который, как известно, не растет ни в Белоруссии, ни в России.
– Вернемся к совместными работам ученых Белоруссии и России. Практика показывает, что масштабы сотрудничества достаточно обширны, не так ли?
– Совершенно верно. Но тут нужно обязательно отметить, что недостаточно определить направления совместной работы, технологически его обеспечить, необходимо подготовить квалифицированные кадры исследователей. Поэтому нужно тесное взаимодействие не только научных институтов и центров, но и университетов, лицеев. Только это обеспечит надежное будущее, уверенность в завтрашнем дне. Скажем, начали мы заниматься космосом, тут же в трех университетах создали специализированные группы. Пошли исследования по генной инженерии – в университетах появились специальные факультеты. Большую работу проводим в школах по привлечению молодежи в науку, ищем новые формы, думаем, как создать надежную систему подготовки кадров для перспективных областей науки и техники. Предугадать будущее трудно, но это нужно делать обязательно, чтобы не оказаться перед ним беззащитными. Убежден, общими усилиями ученых России и Белоруссии мы можем эту проблему решить.
Источник: stoletie.ru