Испанская головоломка: к итогам парламентских выборов

Испанская головоломка: к итогам парламентских выборов

Парламентские выборы, состоявшиеся 20 декабря 2015 г. в Испании, стали, пожалуй, самыми важными в ее современной истории. Выборы проходили на фоне социального и морально-политического кризиса, характеризующегося высоким уровнем безработицы, усилением социального неравенства, громкими коррупционными скандалами, падением доверия к политическим институтам, натиском сепаратизма в Каталонии. Значительная часть общественности ставит вопрос о пересмотре некоторых базовых основ функционирования испанского государства и переходе к новой модели развития. Выборы, в которых за победу боролись не две, как прежде, а четыре политические партии, радикально изменили политическую карту страны. Одновременно они внесли большой элемент неопределенности в политическую жизнь Испании.

Интриги выборов

Нынешняя избирательная кампания стала самой непредсказуемой за годы существования демократии, за исключением, может быть, первых послефранкистских парламентских выборов 1977 г., кода партийная система только начала формироваться. Если прежде в политической жизни доминировали две партии — левоцентристская Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) и консервативная Народная партия (НП), сменявшиеся у руля государственной власти и далеко опережавшие по степени влияния все остальные, то в 2014 г. политический ландшафт резко изменился. На авансцену стремительно ворвались две новые партии — «Подемос» («Мы можем») и «Сьюдаданос» («Граждане»), которые составили серьезную конкуренцию традиционным силам. Первую из них можно отнести к левой части политического спектра, вторую — к правой, точнее к правоцентристской. Их успех отразил протест многочисленных групп населения против политики жесткой экономии, недостатков политической системы, массовый запрос на социальную справедливость. Обе партии громко заявили о себе в начале на выборах в Европарламент (май 2014 г. ), а затем на региональных и муниципальных выборах в Испании (май 2015 г. ).

Образовалась «большая четверка», места в которой, как показывали опросы, не были строго закреплены за определенными партиями. Гипотетически допускалось, что победителем будущих выборов может стать любой из ее участников. Вместе с тем чаще всего фаворитом называли Народную партию, хотя ее перевес над остальными был невелик. Наиболее острая борьба шла за второе место. Чаще избиратели отдавали его ИСРП, однако по результатам некоторых опросов второе место доставалось либо «Подемос», либо «Сьюдаданос». Ни в одной другой избирательной кампании национального масштаба, проводившейся в современной Испании, перед избирателями не открывалось столько возможностей для выбора различных проектов развития и стольких политических деятелей, способных занять высшие государственные посты.

Другой интригой выборов стал вопрос о том, насколько далеко зашел кризис бипартизма: доминирование традиционных партий в политической жизни только ослабнет или же уйдет в прошлое? По существу, многие колеблющиеся избиратели оказались перед трудным выбором: голосовать за традиционные, давно известные партии или пойти на риск, отдав голоса партиям новым, перспективным, но не имеющим опыта управления? Вероятно, эта дилемма, равно как и обилие проектов и лидеров, реально претендовавших на власть, обусловила рекордно высокий для испанских избирательных кампаний процент лиц, не определившихся в своем выборе. Незадолго до голосования 40% избирателей не знали, за кого проголосуют. Исход выборов, таким образом, в немалой степени зависел от тех, кто не определился.

Конец эпохи бипартизма

Результаты выборов засвидетельствовали, что бипартизм, понимаемый как совместное доминирование двух партий и их чередование во власти, ушел в прошлое. Резко ослабли позиции двух ведущих партий, окрепли позиции новичков. Ни одна партия не располагает абсолютным большинством, необходимым для формирования правительства. Испанский парламент выглядит таким раздробленным, каким он никогда не был в своей истории.

Народная партия вновь одержала победу. Однако по сравнению с предшествующими выборами ее нынешние результаты выглядят намного скромнее (28,7% голосов против 44,6% в 2011 г.) . НП потеряла треть мест (123 против прежних 186) и утратила абсолютное большинство. Избиратели поддержали ее благодаря прежде всего успехам в экономике. В 2014 г. Испания, по которой глобальный кризис ударил очень больно, вышла из состояния рецессии. Темпы роста экономики достигли докризисного уровня и оказались одними из самых высоких в еврозоне. Так, за второй квартал 2015 г. рост составил 3,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года .
Начал сокращаться уровень безработицы (с октября 2014 г. по октябрь 2015 г. — на 350 тыс. человек). В активе НП — финансовое оздоровление Испании, укрепление ее внешнеэкономических показателей.

Вместе с тем безработица остается на высоком уровне — 21, 2% (4,2 млн человек) .
Углубилось социальное неравенство, упали доходы широких слоев населения, были урезаны социальные выплаты. В структуре занятости велик удельный вес занятости временной и частичной. В политической сфере, по мнению ряда экспертов, НП вела себя весьма пассивно. Тяга к обновлению, охватившая в последние годы политические партии Испании, затронула НП лишь в небольшой степени.

В ходе предвыборной кампании партия делала упор на своих достижениях в экономике в сочетании с ориентацией на сохранение территориальной целостности Испании, порядка и стабильности. «Испании не нужны эксперименты, нужны стабильность и определенность», — говорил председатель правительства Мариано Рахой, критикуя левую оппозицию .
По существу, вопрос ставился так: «Или мы, или хаос».

Примечательно, что многие традиционалистские установки НП мало привлекательны для молодежи. 58% опрошенных в возрасте от 18 до 24 лет заявили, что «никогда» не проголосуют за нее .
Костяк ее электората составляют лица старшего и среднего возраста.

Второе место заняла ИСРП. В последние годы позиции этой старейшей и очень влиятельной партии (в годы демократии именно правительства ИСРП дольше всех находились у власти) серьезно ослабли. Отход от социал-демократических принципов и замена их монетаристскими решениями, случившиеся еще в период, когда партия пребывала у власти (2004-2011 гг.), вызвали волну критики со стороны многочисленных сторонников социалистов, переставших видеть в них силу, способную реформировать систему. Надежды на преодоление кризиса доверия к партии возлагались на нового генерального секретаря 43-летнего Педро Санчеса, который был избран в июле 2014 г. прямым голосованием членов ИСРП. П. Санчес предпринял попытку восстановить доверие к ИСРП как социал-демократической, левоцентристской партии, «стоящей на позициях здравого смысла и умеренности» .
ИСРП выдвинула широкую программу политических и социально-экономических реформ, заявляя о необходимости обновления демократии и превращения Испании в более справедливое и солидарное общество, в котором будет гарантировано равенство прав и свобод каждого гражданина, осуществляться защита бедных и неимущих, искоренена бедность”.

Вместе с тем непреодоленный кризис доверия превратил реальный и потенциальный электорат ИСРП в очень уязвимый. На выборах значительная часть левоориентированных избирателей предпочла «Подемос» и «Сьюдаданос». За ИСРП проголосовали даже меньше, чем в 2011 г., когда она потерпела беспрецедентное в своей истории поражение, потеряв 4,3 млн сторонников. Если тогда социалистов поддержали 28,8% избирателей, что принесло им 110 депутатских мест, то теперь они получили 22% голосов и 90 мест.

На третьем месте оказалась партия «Подемос» (образована в январе 2014 г.), которая уходит своими корнями в «Движение возмущенных» — массовое протестное движение, возникшее в Испании еще в 2011 г. Новая партия с самого начала не скрывала своего намерения оттеснить ИСРП и стать ведущей партией в левом лагере. По результатам голосования она вплотную приблизилась к социалистам (20,7% голосов), но по числу депутатских мандатов (69) заметно отстала от них (диспропорция объясняется особенностями избирательного законодательства).

Успех «Подемос» во многом определялся ее лидером, 37-летним профессором-политологом Пабло Иглесиасом, приобретшем популярность в стране благодаря постоянному участию в различных телевизионных программах. Партия несколько раз сменила имидж. Первоначально она занимала радикально-популистские позиции, требуя значительно усилить роль государства в экономике путем национализации ряда ее стратегически важных секторов, резко увеличить расходы на социальные нужды, ввести 35-часовую рабочую неделю, запретить увольнения на прибыльных предприятиях, установить налог на роскошь и т. д. .
С конца 2014 г. риторика лидеров партии стала более умеренной, интенсифицировались попытки представить «Подемос» «системной силой», стремящейся занять место в центре политического спектра. Из программы, опубликованной накануне выборов в региональные и муниципальные органы власти (май 2015 г.), исчезли «революционные требования». Однако в преддверии нынешних выборов дискурс «Подемос» вновь радикализировался. П. Иглесиас заговорил о необходимости «нового перехода» («старым» считается переход от франкизма к демократии) к иному политическому режиму, главной движущей силой которого должны стать не политические и экономические элиты, а граждане.

Лидеры партии «деидеологизируют» свой дискурс и предпочитают избегать этикеток «левые» и «правые» («мы ни правые, ни левые»), поскольку это лишь метафоры, непригодные для того, чтобы представлять подлинный конфликт интересов между «теми, кто вверху, и теми, кто внизу» . Отказ от использования этикеток приносит свои плоды, позволяя сплачивать вокруг «Подемос» выходцев из разных в политико-идеологическом отношении сегментов общества.

Четвертое место (13,9% голосов, 40 мест в Конгрессе депутатов) заняла партия «Сьюдаданос». Менее чем за год электорат этой партии вырос в несколько раз. Огромную роль в этом успехе сыграл 36-летний лидер партии Альберт Ривера, который в рейтинге испанских политиков неизменно занимает первое место. Программа «Сьюдаданос» ориентирована на обновление партийно-политической структуры Испании, укрепление социальных прав населения и развитие государства благосостояния. Отказываясь, как и «Подемос», от этикеток «правые — левые», партия сумела отобрать часть голосов как справа — у НП, так и слева — у ИСРП. По результатам региональных и муниципальных выборов она зарекомендовала себя, говоря политологическим языком, как партия-шарнир, голоса депутатов которой выступают необходимой добавкой к голосам депутатов более влиятельных партий, обеспечивая обретение ими необходимого большинства и позволяя ей самой играть большую, чем при обычном раскладе сил, роль в принятии решений. Именно так произошло в автономных сообществах Мадрид и Андалусия, где поддержка со стороны «Сьюдаданос» на определенных условиях, соответственно, НП и ИСРП, не имевших абсолютного большинства, обеспечила нормальное функционирование региональных правительств.

Требования жизни — новые правила игры

В последнее десятилетие отношения между испанскими партиями, зачастую даже идеологически близкими, носили напряженный характер, отличались острым соперничеством, взаимными нападками. Культура диалога, компромиссов и договоренностей развита явно недостаточно. Между тем в нынешней ситуации именно эта культура становится императивом управляемости обществом.

Формирование и деятельность будущего правительства Испании невозможны без договоренностей между партиями. Они нужны уже для самого первого шага — выражения вотума доверия председателю правительства. Эта процедура требует абсолютного большинства голосов депутатов нижней палаты парламента (176 голосов из 350). Если же указанное большинство не будет получено, то, согласно конституции, назначается новое голосование, причем вотум доверия считается полученным при простом большинстве голосов. Согласно результатам голосования сумма голосов правоцентристских партий НП и «Сьюдаданос» составляет 163, левых и левоцентристских ИСРП, «Подемос» и «Объединенной левой» (у нее 2 депутатских мандата) — 161. Однако достижение даже простого большинства представляется делом отнюдь не простым.

Варианты межпартийных договоренностей могут быть разными, в том числе:

— Формирование «большой коалиции» двух ведущих партий по образцу коалиции, временами формирующейся в ФРГ (ХДС/ХСС — СДПГ). Однако в Испании в годы демократии «большая коалиция» никогда не складывалась. Да и нынешние отношения между руководством НП и ИСРП ей не благоприятствуют. Так, лидер ИСРП П. Санчес неоднократно отрицал возможность блокирования с НП. Тем не менее сбрасывать со счета такую возможность преждевременно.

— Блокирование НП со «Сьюдаданос» и националистическими партиями, завоевавшими небольшое число мест в парламенте. Однако лидер «Сьюдаданос» А. Ривера не раз заявлял, что не поддержит кандидатуру М. Рахоя. Но даже если это произойдет, требуемого для абсолютного большинства голосов не хватит, необходима поддержка националистических партий. Но и здесь А. Ривера, твердо выступающий за сохранение территориальной целостности Испании, окажется в оппозиции. Неизвестно к тому же, как отнесутся к возможности сотрудничества и руководство НП, и руководство националистических партий.

— Союз ИСРП и «Подемос», к которым присоединятся «Объединенная левая» и националистические партии. В этом случае серьезная проблема встает перед руководством ИСРП. Дело в том, что «Подемос» отстаивает идею проведения в Каталонии референдума по проблеме независимости. ИСРП же не поддерживает эту идею, согласиться с ней означает для партии поступиться принципами. Что касается возможности участия в такой коалиции «Сьюдаданос», то ее отверг лидер партии А. Ривера. В ходе избирательной кампании он заявил, что не поддержит правительство с участием «Подемос». Причина та же — несогласие с идеей проведения в Каталонии референдума по независимости.

— Безусловно, НП может сформировать и правительство меньшинства. Но для этого необходимо, чтобы основные соперники М. Рахоя по крайней мере воздержались при его утверждении в должности. Между тем некоторые из них уже заявили, что не поддержат кандидатуру лидера НП в качестве премьер-министра.

Худшим сценарием может стать неспособность парламентских партий достичь соглашения, это чревато политическим кризисом. Согласно конституции, если по истечении двухмесячного срока со времени первого голосования о назначении председателя правительства ни один из кандидатов не получит вотума доверия, обе палаты распускаются и назначаются новые выборы.

Обеспечение управляемости обществом тем более важно потому, что Испания остро нуждается в серьезном реформировании социально-политической системы. Многие партии и политические деятели во весь голос говорят, в числе прочего, о необходимости реформировать конституцию и избирательную систему, осуществить демократизацию внутрипартийной жизни, развернуть решительную борьбу с коррупцией. В сложившейся сложной ситуации многое зависит от испанских политиков, их здравого смысла и чувства ответственности перед своим народом.

Сергей Хенкин

Источник: mgimo.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий