На прошлой неделе без особого обсуждения были приняты бюджет и сопутствующие законы, а в пятницу пришло сообщение о подписании «прогнозных» указов. Впервые за всю историю беларуской экономической модели на 2016 год перед ней поставлены «задачи», а не доведены показатели, но по-прежнему в приказном порядке.
Существование указного прогнозирования, когда на законодательном уровне устанавливались макроэкономические показатели экономического развития как для страны в целом, так и для ведомств и даже конкретных предприятий, долгие годы являлось неотъемлемой частью беларуской экономической модели, ее административным рычагом «ручного» управления. За это Беларусь многократно критиковали зарубежные эксперты и кредиторы, которые подчеркивали: белорусской экономике нужна программа действий, а не программа выполнения показателей.
И уже не первый год, слушая постоянные разговоры о загадочном индикативном планировании, все надеялись, что наконец-то указами индикаторы утверждаться не будут.
Нам бы взять да отменить!
В этом смысле текущий год казался наиболее удачным с точки зрения отмены установления каких-либо показателей на будущее.
Во-первых, потому что экономика продемонстрировала в этом году, пожалуй, самый большой отрыв от запланированных показателей.
Во-вторых, из-за девальвации в начале года и смены руководства Нацбанка фактически были изменены утвержденные параметры денежно-кредитной политики, и Нацбанк об этом открыто заявил, однако соответствующий указ так и остался без изменений, что лишь подчеркнуло его формальность и отсутствие необходимости в утверждении таких параметров.
В-третьих, отсутствуют планы на ближайшую пятилетку, так как Всебеларуское собрание, на котором ранее проводилась процедура одобрения таких планов, так и не было проведено. В связи с этим можно было не утверждать количественные показатели и на текущий год, раз уж нет ориентиров на пятилетку.
Тем более что сегодня, и это в-четвертых, даже краткосрочное планирование, не говоря уже о долгосрочном, – это решение задачи со многими неизвестными, которые от нас не зависят, а зависят от цен на нефть, от которых, в свою очередь, зависят стоимость российского рубля и состояние российской экономики, а уже от этого зависит, сколько, чего и по какой цене мы сможем там продать и каким будет курс нашей валюты. И это лишь вкратце, без учета других факторов: санкций, будущих и прошлых аннексий, чужих выборов и проч.
И наконец, последний фактор – это переговоры с международными кредиторами, особенно с МВФ, который всегда был против диктата показателей для беларуской экономики, и вполне можно было бы отказаться от указов, заменив их просто официальными прогнозами по макроэкономической ситуации.
Занимательная лингвистика
Но, судя по всему, перевесил фактор необходимости сохранения административных рычагов управления экономикой, поэтому указ с показателями, в том числе по ВВП, все-таки вышел, но его решили подправить в лингвистическом плане, заменив в названии Указа № 504 слова «параметры прогноза» на слово «задачи», и в итоге получилось «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 год».
Замена слов, вероятно, должна свидетельствовать о каком-то глобальном сдвиге в мозгах беларуских официальных аналитиков и о новых формах управления экономикой. Это же так отвечает духу современного менеджмента: не спускать планы сверху, а ставить задачи. К тому же в указе даже сообщается, кому поставлены эти задачи: правительству и Нацбанку, а те, в свою очередь, должны поставить задачи конкретным менеджерам на конкретных предприятиях с долей госсобственности более 50% и больше никому (имеется в виду частному бизнесу) никаких задач не ставить.
Возможно, указ и можно было считать прорывом, если бы в нем не были перепутаны цели и задачи. Потому что в постановке «задачи» заранее прописан численный ответ, и хотя он называется «показателем эффективности» деятельности правительства и Нацбанка, по факту он является все тем же макроэкономическим прогнозом, то есть на самом деле целью, а не средством ее достижения. И если такая «задача» ставится перед конкретными людьми, то сразу очевиден метод ее решения: кто-то подтасует, кто-то «подрисует», кто-то заставит выполнить на местах без всякой экономической целесообразности. В итоге ответ, может, и сойдется, но задача, по сути, решена не будет.
Рост на 0,3% – это ноль
В этом смысле конкретные цифры, заложенные в указах, можно было даже не обсуждать, но все же попробуем понять, что думает о будущем экономическом развитии власть или, по крайней мере, что она пытается донести до международных экспертов, народа и чиновников.
Во-первых, обращает на себя внимание то, что все немногочисленные показатели имеют положительную динамику. Это понятно, глупо было бы ставить задачу по снижению каких-то показателей, тем более что они же являются одновременно показателями эффективности работы конкретных людей.
Итак, задача по росту ВВП должна быть «выполнена» на 0,3%, по росту экспорта – на 3,5%, по росту реальных доходов населения – на 0,5%, а производительность труда должна вырасти на 1,5%.
По сути, конкретная задача тут только одна – по росту производительности труда, причем этот рост выше темпов роста ВВП в 5 раз, а роста реальных доходов – втрое. То есть задача состоит в том, чтобы меньше людей наработали приблизительно тот же ВВП, что и в текущем году, причем без повышения зарплаты.
Сам рост ВВП на 0,3% выглядят как нулевой, и с учетом спада ВВП в текущем году почти на 4% всего лишь ставит задачу по удержанию экономики от дальнейшего падения. Эта задача может оказаться выполнимой только в том случае, если беларуская экономика уже достигла дна, что на самом деле пока не очевидно, и, скорее всего, как минимум в I квартале мы еще увидим отрицательные показатели.
Возможно, авторы указа рассчитывают на то, что в странах – торговых партнерах, в которых сейчас также наблюдается спад, в какой-то момент в следующем году все-таки начнется подъем. Соответственно, хотя бы во втором полугодии спад беларуского экспорта сменится ростом, и это в итоге позволит сохранить ВВП на текущем уровне.
То, что правительство делает ставку на экспорт с целью удержания беларуской экономики от дальнейших поисков дна, понятно из показателя по росту экспорта – плюс 3,5%. На фоне падения экспорта в этом году более чем на четверть (за 10 месяцев – на 26,9%) такой рост – это фактически ничего. То есть опять-таки задача по росту на деле означает задачу удержания экспортной выручки хотя бы на уровне текущего года.
Также все ясно с минималистичным ростом по реальным доходам населения на символичные полпроцента. Это сделано, чтобы никто не упрекнул, с одной стороны, в попытке разгона внутреннего спроса, а с другой – в отказе от социальной направленности беларуской модели.
Вот и при принятии бюджета в очередной раз подчеркивалось, что сохраняется его социальная направленность – 54% расходов направляются на «социальные статьи». Тут стоит отметить, что в прошлые годы этот уровень всегда был 60% и выше, так что социальная направленность сохраняется, но довольно динамично сокращается.
Денежно-кредитная политика: дань традициям
Но зато сохраняются «традиции» в плане инфляции. Она запланирована на уровне, который, скорее всего, сложится по итогам текущего года в размере 12%.
То есть правительство и Нацбанк не ожидают снижения инфляции и даже, судя по всему, не собираются готовить соответствующий план мероприятий. Зато к 1 марта правительству поручено разработать план мероприятий по сокращению затрат. С учетом снижения цен на энергоносители можно было ожидать естественного сокращения затрат даже без дополнительных мероприятий, а значит, можно было рассчитывать если не на снижение, то по крайней мере на минимальный рост потребительских цен, в том числе с учетом необходимости повышения уровня оплаты населением субсидируемых тарифов ЖКХ и общественного транспорта.
Таким образом, сохранение двузначного параметра по инфляции говорит о том, что продолжится ослабление беларуского рубля, а ставки на денежном рынке будут оставаться довольно высокими, что подтверждается и показателями, заложенными в Основные направления денежно-кредитной политики: ставка рефинансирования должна «снизиться» до 21-24% к концу 2016 года. С учетом того, что сегодня она составляет 25%, фактически она останется неизменной, если, конечно, не будет еще повышена в начале или середине года.
О том, что Нацбанк не исключает усиления давления на курс беларуского рубля, говорит и показатель роста золотовалютных резервов в течение года – они увеличились лишь на 0,3 млрд. долларов. С учетом сегодняшней величины резервов, которые недотягивают до 5 млрд. долларов, это практически свидетельствует о том, что финансовая система продолжит оставаться в преддевальвационном ожидании.
Показатели денежно-кредитной политики, в отличие от параметров социально-экономического развития, не называются «задачами», но, как и в прежние годы, утверждены отдельным Указом № 505, хотя в 2011 году принятый указ с утвержденным коридором движения курса не защитил белорусский рубль от обвальной девальвации.
Поэтому цена этим указам и записанным в них показателям невысока. Однако они дают четкий сигнал: никаких радикальных перемен в экономике, и в управлении ею тоже, ждать не стоит. В 2016 году мы будем лишь усиленно «латать» достигнутое нашим беларуским экономическим «чудом» дно, так как по-прежнему остается опасность упасть еще глубже. А вот укреплять и как-то наполнять это дно, чтобы было от чего оттолкнуться для взлета вверх, – это, вероятно, станет задачей только на 2017 год.
Ирина Крылович
Источник: belrynok.by