Россия и Китай: меньше чем союз, но больше чем дружба

Россия и Китай: меньше чем союз, но больше чем дружба

Заместитель министра иностранных дел КНР Фу Йинг в своей статье для журнала Foreign Affairs отмечает, что в западном восприятии российско-китайских отношений существуют две точки зрения.

Во-первых, это оценка сотрудничества России и Китая как «брака по расчету». Согласно этой точке зрения, отношения между Москвой и Пекином вряд ли будут расти дальше, что рано или поздно приведет к разладу. Во-вторых, это предостережение о том, что Россия и Китай создают военный союз, направленный на сокрушение гегемонии Запада, которая имеет место быть в современном мире.

Между тем, Йинг отмечает, что отношения Москвы и Пекина имеют крепкие и глубокие корни, поскольку те изменения в мире, которые последовали после окончания Холодной войны, существенно сблизили Россию и Китай.

Из-за этого многие западные политики, аналитики и эксперты считают и надеются, что конфликты в Сирии и на Украине, в которые непосредственно втянута Россия, приведут к усилению напряженности или даже разрыву отношений Москвы и Пекина, но на практике этого не произошло.

Впрочем, это также не означает, что Китай имеет намерение заключить военный альянс с Россией против США или Запада.

Пекин просто рассчитывает, что Россия и Китай будут развивать свое сотрудничество, которое будет и дальше обеспечивать благодатную почву для углубления взаимовыгодных отношений между двумя великими соседями. Китай надеется, что, несмотря на различия между странами, сотрудничество между Москвой и Пекином, усилит позиции обоих государств в рамках современной международной системы.

По словам Йинг, отношения России и Китая основываются на трех принципах – не заключать альянс, не конфликтовать и не совершать агрессивные действия в отношении какой-либо третьей страны.

Такой подход к российско-китайским отношениям был выработан в рамках потепления отношений между СССР и Китаем, которое произошло в 1989 году.

Также Йинг отмечает, что Пекин извлек богатый опыт из российского сближения с Западом, который закончился распадом СССР, катастрофическими экономическими реформами, временной потерей части суверенитета и подходом НАТО к границам России. Естественно, такие итоги сотрудничества с Западом не могли не вызвать у россиян разочарования, в результате которого как раз и усилились контакты между Москвой и Пекином.

За двадцать лет сотрудничество России и Китая многократно улучшилось – в 2011 году Китай стал главным торговым партнером России, а китайские инвестиции за последние годы увеличились на 80 процентов. Тот же торговый оборот между странами вырос с 5 млрд долларов в начале девяностых годов до почти 100 млрд в 2014. И это далеко не предел, если вспомнить энергетические контракты между странами и сотрудничество в рамках БРИКС.

Все это не могло привести к интенсификации сотрудничества по вопросам безопасности – на сегодня Китай является одним из самых крупных покупателей российской военной техники, а военно-техническое сотрудничество между странами начинается от подготовки китайских специалистов в России до совместной разработки конкретных типов вооружений.

Кроме того, Россия и Китай на сегодня решили все спорные территориальные вопросы и заключили соглашения по уважению и невмешательству в политические системы друг друга.

Впрочем, между Россией и Китаем до сих пор существуют различия – Россия в отличие от Китая ориентирована на Европу и проповедует резкую, сильную, маневренную глобальную политику, в то время как Китай использует консервативный и выдержанный стиль.

Проблемой, по мнению Йинг, является восприятие Китая в качестве угрозы со стороны российского общества, отдаленным следствием которого является фактический отказ со стороны России провести проект нового Шелкового пути по своей территории, который последовал в 2014 году. В то же время, Йинг признает, что аналогичные процессы есть и в Китае – например, ряд китайских политиков и историков часто напирают на то, что около 600 тысяч квадратных миль территории Китая были аннексированы в XIX веке Царским правительством и вошли, тем самым, в состав России.

Другой вопрос, что надежды Запада, что эти факты омрачат отношения между Россией и Китаем – не оправдываются, поскольку Москва и Пекин сумели выработать понимание, что только совместные усилия обоих государств могут обеспечить решение проблем национальной безопасности каждого из них.

Также стоит обратить внимание на то, что министр иностранных дел КНР Ванг И недавно заявил, что отношения России и Китая представляют собой новый тип международных отношений и показывают другим странам, как им нужно действовать, куда следовать и как между собой сотрудничать.

Йинг отмечает, что, несмотря на то, что Китай стоит на тезисе сохранности границ и уважения суверенитета государств, Пекин выступает против политики «цветных революций», которые инспирируются Западом в околороссийском пространстве. Китайцы считают, что такие искусственные действия подрывают то этническое, культурное, религиозное единство, которое существует у России с бывшими советскими республиками.

Между тем, Йинг констатирует, что в любом случае большом вопросов нельзя решить без сотрудничества с США. Отношения  Москвы, Пекина и Вашингтона представляют собой своеобразный глобальный треугольник, поэтому многие вопросы необходимо рассматривать с оглядкой на интересы всех трех государств.

Заведующий сектором экономики и политики Китая, сотрудник Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Сергей Луконин отмечает, что Китай пытается балансировать в отношениях с США и Россией, и все больше использует российскую карту на своих переговорах с Вашингтоном. Именно для этого госпожа Йинг и опубликовала свою статью в известном американском издании.

«Это было сделано специально для того, чтобы занять более выгодную и сильную переговорную позицию при работе с Вашингтоном», — считает Луконин.

Интересным выглядит момент, в котором Йинг фактически говорит о том, что ряд вопросов должно сообща решаться Москвой, Пекином и Вашингтоном, поскольку, по словам Луконина, ранее политика Китая была двусторонней и отношения России и Китая никогда не обсуждались в китайско-американском переговорном процессе.

По мнению Луконина, Москве следует зацепиться за этот момент и попытаться раскрутить трехстороннее взаимодействие по решению ряда международных вопросов между Россией, Китаем и США.

«Дело в том, что не стоит рассчитывать на то, что проблемы между Китаем и США, а их действительно – немало, станут препятствием для углубления их сотрудничества, поскольку здесь не стоит проблема разных ценностей или мирвоззрений», — полагает Луконин.

Поэтому России необходимо реализовать эти выгодные нам новые ноты китайского внешнеполитического курса.

Дмитрий Сикорский

Источник: rueconomics.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий