DF-41: китайский ответ нашему “Баргузину”

DF-41: китайский ответ нашему “Баргузину”

Вооруженные силы Китая провели испытательный запуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) «Дунфэн-41» (DF-41) с железнодорожной мобильной установки. Об этом 21 декабря сообщило американское издание The Washington Free Beacon со ссылкой на данные разведслужб США, подкреплённые фотоснимками.

По их данным, запуск произошел 5 декабря в западной части Китая.

Интересно, что до этого сообщалось, что DF-41 является лишь грунтовым подвижным комплексом с дальностью действия ракеты — от 10 до 14 тысяч километров. Ракета якобы оснащена разделяющейся головной частью индивидуального наведения (РГЧ ИН) с 10 ядерными боеголовками, а также содержит ложные цели, имитирующие боевые блоки, для противодействия системе ПРО.

Согласно докладу Джорджтаунского университета в рамках программы «Проект по контролю вооружений в Азии» (Asian Arms Control Project), железнодорожные технологии для запуска МБР были приобретены Китаем на Украине, где в советское время разрабатывались стратегические ракетные комплексы железнодорожного базирования.

Напомним, впервые боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК) встали на боевое дежурство в СССР в 1987 году. А к середине 1988-го было развернуто пять полков (15 ПУ — четыре в районе Костромы и один в Пермской области). Составы находились на расстоянии около четырёх километров друг от друга в стационарных сооружениях, а при заступлении на боевое дежурство рассредотачивались. Однако на протяжении 2003—2007 годов все поезда и пусковые установки (кроме двух демилитаризованных и установленных в качестве экспонатов) были утилизированы.

В настоящий момент в России ведется разработка БЖРК нового поколения — «Баргузин» (на основе МБР «Ярс»), опытный образец которого вроде как появится к 2019 году. Как заявляют в РВСН, новый БЖРК будет значительно превосходить своего предшественника (оснащенного ракетой «Молодец») по точности, дальности полета и другим характеристикам.

Эксперт Центра анализа стратегий и технологий, специалист по китайскому ВПК Василий Кашин замечает: известно, что DF-41 — это более мощная и тяжелая ракета, чем китайская DF-31А, которая, в свою очередь, условно сравнима с отечественной ракетой подвижного комплекса «Тополь-М».

— Кроме того, ракета DF-41 должна нести больше боеголовок. Но все данные о ее стартовой массе условны: некоторые американские публикации указывают стартовую массу в 80 тонн.

В принципе, технически создать грунтовый комплекс для такой системы можно — в Советском Союзе, к примеру, был проект комплекса грунтового базирования и для более тяжелой ракеты РТ-23 УТТХ «Целина-2», для которого были изготовлены опытные образцы тягача МАЗ-7907 и который так и остался нереализованным.

Были некие китайские фото необычно выглядящей самоходной пусковой установки, которая отличалась от известных ранее большими размерами, но все-таки это довольно сложная задача. Ясно, что создать для DF-41 грунтовый вариант гораздо проблематичнее, чем для DF-31А, причем этот вариант будет иметь гораздо более серьезное ограничение по подвижности и маневрированию. Логично предположить, что китайцы хотят создать железнодорожную версию, которая, по идее, будет более перспективным вооружением.

Напомню, что система железных дорог Китая имеет колоссально большой объем движения. Это одна из ведущих железнодорожных держав мира. Общий километраж железнодорожных путей в Китае приблизительно составляет 120 тысяч км, из которых 16 тысяч — высокоскоростное железнодорожное полотно. Китайцы имеют готовую серьезную подземную инфраструктуру — места для обеспечения постоянного базирования. В их распоряжении набор всех возможных железнодорожных технологий, в том числе и в области проектирования подвижного состава и самих железнодорожных объектов.

«СП»: — Есть подозрения, что технологии по запуску МБР с подвижного железнодорожного состава Китай в свое время приобрел на Украине, где в советское время как раз и разрабатывался БЖРК «Молодец» с ракетой РТ-23УТТХ…

— Точно известно, что для китайцев предприятия ракетной промышленности бывшего СССР — предмет большого интереса. В 90-е, когда украинские спецслужбы сохраняли остатки дееспособности, была даже арестована группа китайских граждан, которая пыталась на «Южмаше» приобрести комплект документации — возможно, и не относящийся к БЖРК, но тем не менее… В принципе, имея представление о колоссальном объеме всевозможной советской технической документации, которая ушла с Украины в Китай, и специалистов, то исключать подобного сценария мы не можем.

В то же время надо понимать, что китайская ракета отличается от советской. Надо признать, что советский БЖРК имел серьезные проблемы. В частности, ракета РТ-23УТТХ несла 10 боевых блоков мощностью по 430 кт и имела стартовую массу чуть менее 105 тонн. Это требовало специальных мер для распределения нагрузок по осям вагона. В свою очередь, сложный сочлененный вагон демаскировал систему. А главное — у комплекса были серьезные ограничения по движению по железнодорожным путям. Дело в том, что проезд такого состава зачастую приводил к повреждению путей, что в дальнейшем даже становилось причиной аварий.

И хотя советский комплекс был выдающейся системой такого рода, но как первый БЖРК в мире имел ряд проблем. Поэтому безусловным образцом для подражания его считать сложно. Я думаю, что китайцы будут стремиться уйти от этих недостатков, как и наши военные.

«СП»: — То есть, на ваш взгляд, китайский БЖРК тоже может обеспечивать старт ракеты непосредственно с железнодорожного полотна, а не со специальных площадок?

— Советский тоже мог с путей прохождения стартовать, раздвигая над собой контактную сеть. Главная проблема, повторю, была в том, что в угрожаемый период комплекс не мог месяцами свободно колесить по железным дорогам страны, поскольку создавал недопустимую нагрузку на пути. Просто так в любую точку железнодорожной сети его послать было невозможно. Сейчас у китайцев все же более легкая ракета. Есть разные оценки ее веса, но, как минимум, она тонн на 20, а то и 30, легче советского аналога.

Таким образом, я думаю, что китайцы сделали все возможное, чтобы получить документацию на советскую систему, но едва ли это могло иметь для них решающее значение. Все же они делают комплекс для другой ракеты, а в части технологий создания железнодорожного оборудования они и вовсе далеко ушли вперед.

«СП»: — Американцы говорят, что дальность стрельбы DF-41 — 15 тысяч км…

— Да, DF-41 должна преодолеть ограничения, которые есть у ракет семейства DF-31. Напомню, первая ракета серии могла достичь очень ограниченного участка территории США. DF-31A добивает до Америки хорошо, но она все равно недостаточно мощная — несет только одну боеголовку.

Сейчас создается ракета DF-31B с дальностью стрельбы 11200 км (испытания, по данным США, были проведены 25 сентября 2014 года — «СП»), которая будет иметь новый стартовый комплекс на основе белорусский технологий — многоосное шасси (разработанное китайской компанией Wanshan Special Vehicles с участием белорусского ОАО «Минский завод колесных тягачей» (МЗКТ) — «СП»). Судя по всему, данная ракета комплекса способна нести три боевых блока, но это все равно — легкая ракета. А вот DF-41, видимо, будет полноценной заменой для жидкостных DF-5 — покрывать всю территорию США и нести до 10 боевых блоков.

«СП»: — На ваш взгляд, ракеты будут иметь РГЧ ИН (разделяющуюся головную часть с блоками индивидуального наведения) и средства преодоления ПРО?

— Китайцы много инвестируют в данное направление. Есть еще один аспект — Китай правда, с некоторым отставанием от нас, работает над тематикой гиперзвуковых маневрирующих боевых блоков МБР. Такие блоки, как известно, тяжелее обычных. В России, например, продвижение в этой области стало одной из причин работ над тяжелой жидкостной ракетой «Сармат». Видимо, китайцам также нужна более тяжелая ракета, чтобы запихнуть туда маневрирующие боевые блоки.

Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин не сомневается, что Китай получил от Украины технологии по БЖРК.

— Украинцы, безусловно, могли продать что угодно и кому угодно. Тем более — Китаю, у которого много денег и с которым они имеют давние традиции сотрудничества именно в военной области. При этом никакой союз с Западом на это не повлияет — деньги для украинцев важнее.

Антон Мардасов

Источник: svpressa.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий