В рамках обсуждения электронной коммерции в России были затронуты проблемы легализации электронного чека, трансграничной торговли, уравнивания в правах иностранных и российских онлайн-ретейлеров и агрегаторов.
В Москве стартовал первый российский форум “Интернет Экономика”, где его участники обсудили возможности интернета для развития экономики России. В здании Центра международной торговли первый день форума проходил в формате многопотоковой конференции по 8 направлениям: “Интернет + общество”, “Интернет + образование”, “Интернет + торговля”, “Интернет + город”, “Интернет + медицина” , “Интернет + финансы”, “Интернет + медиа, “ИТ + суверенитет”.
По итогам обсуждений тематических круглых столов будут сформулированы и представлены основные тезисы развития интернет-среды и связанных с ней отраслей экономики России в формате предложений по реализации долгосрочной “Программы развития российской части информационно-телекоммуникационной сети интернет” и единое экспертное мнение по проблемным точкам и точкам роста интернет-экономики. Среди наиболее обсуждаемых вопросов сразу на двух круглых столах, «Интернет+Торговля» и «Интрнет+Финансы», стала проблема равноправия российских и иностранных ретейлеров и агрегаторов в сфере e-commerce. Российские потребители уже давно приобретают товары из-за рубежа через интернет. Внутри страны также набирает обороты онлайн-торговля.
В условиях кризиса электронная коммерция остается самым динамично развивающимся сегментом рынка розничной торговли. По данным совместного исследования Яндекс. Маркета и компании GfK Rus, за 2015 год объем онлайн-продаж электроники и бытовой техники в рублях вырос на 3%, в то время как офлайн-продажи упали на 13%.
Продажи товаров повседневного спроса в онлайне также значительно обгоняют офлайн. Несмотря на востребованность российских онлайн ретейлеров, в последнее время растет доля трансграничных покупок. Эксперты отмечают рост популярности китайских интернет-магазинов, в частности, агрегатора Aliexpress, принадлежащего холдингу Alibaba.
Государственный Совет КНР обнародовал план развития стратегии под названием “Интернет Плюс”, который должен интегрировать в современное производство сетевые технологии. Таким образом, планируется помочь интернет-компаниям Китая выйти на мировой рынок и добиться здорового развития электронной коммерции.
Аналогичной целью задались и в России. Импорт в страну товаров возможен без серьезных препонов, а вот с экспортом – проблемы. Пока в Росиии нет даже собственной крупной интернет-площадки для продвижения российских брендов за рубежом.
Во время дискуссии на форуме, российские ретейлеры посетовали на то, что необходимо уравнять отечественных и зарубежных продавцов и агрегаторов, чья деятельность в России не облагается НДС и не подпадает под действие норм российского закона “О защите прав потребителей”. Иностранный продавец не обязан сертифицировать товары и предоставить русскоязычную инструкцию, а также обеспечить их доставку потребителю и возврат бракованного товара за свой счет.
Руководитель “Яндекс.Маркета” Павел Алешин считает, что необходимо разработать законы, которые помогут уравновесить условия для всех участников рынка. Введение пошлин не спасет ситуацию, а продолжающиеся попытки регулировать внутренний рынок в условиях непростой экономической ситуации, еще более усиливают неравенство, полагает он.
«Сейчас интернет-торговля – одна из немногих площадок для реальных стартапов в области малого торгового бизнеса и реальный способ дистрибуции для малых производителей – пекарен, фермеров, общепита и т.д. и т.п.», – сказал заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов.
По оценкам экспертов, в 2015 году доля интернет-торговли в общем обороте торговли будет постоянно расти. Евтухов подчеркнул, что для развития отрасли важно не зарегулировать ее. “Бывают случаи, когда нормы становятся избыточными и даже не всегда адекватными. Государственное регулирование все-таки достаточно редко бывает скальпелем в руках искусного хирурга, чаще это кувалда в руках работяги. И на сегодняшний день очень важно этот сегмент розничной торговли не зарегулировать, его не убить”, – пояснил он.
Замминистра предложил приравнять интернет-агрегаторов к продавцам, если покупатель оплачивает товар через агрегатора. Это даст возможность потребителю и государству предъявлять агрегатору претензии по закону «О защите прав потребителей».
Член наблюдательного совета Института развития Интернета (ИРИ), гендиректор SoftKey Феликс Мучник обозначил проблему неточности существующего законодательства, подчеркнув, что его необходимо приводить в порядок. Еще один спорный вопрос – когда можно фиксировать момент совершения сделки. От этого зависит то, на ком будет лежать ответственность за проданный товар – на сайте-агрегаторе, логистическая служба. Как следствие, – недоверие к онлайн-магазинам в целом. Потребители часто не могут «найти концы» – кому нести некачественный товар и как вернуть деньги.
Мучник считает, что регулировать иностранных продавцов можно очень просто – достаточно закрепить за определением места совершения сделки ту страну, где живет покупатель. Будет точка совершения сделки Россия – будут действовать российские законы, которые обяжут продавца иметь представительство, куда может обратиться клиент в случае чего. «Заодно будет понятно, в какой момент взимать налог», заключил Мучник.
С Мучником согласен исполнительный вице-президент “Евросети” Виктор Луканин: “Покупка в Сети — это лотерея. Людям не понятно, кому они платят и кому можно возвращать некачественный товар. Когда мы поймём, что написанное на сайте: “В случае чего обращайтесь в суд немецкого магазина” — незаконно и должно быть искоренено, тогда клиент сможет доверять нашим ретейлерам”.
Развитие правового регулирования в сфере интернета – глобальный тренд, мировым сообществом признана необходимость совершенствовать существующие правовые нормы. Большинство участников дискуссии сошлись во мнении, что многие старые законодательные нормы неактуальны в свете современных реалий рынка электронной коммерции и должны быть пересмотрены.
Источник: vestifinance.ru