Сотрудничество с Евразийским экономическим союзом подорвет легитимность Евросоюза, объясняет экс-председатель Freedom House Дэвид Дж. Крамер
В позиции Евросоюза относительно Украины есть обнадеживающие сдвиги. На этой неделе европейские лидеры согласовали продление санкций против России из-за ее продолжающегося агрессивного вторжения в Украину. В следующем месяце заработает торговое соглашение с Украиной, вступление которого в силу отложили на год ради умиротворения России: в среду она раздраженно объявила, что с 1 января приостановит свое собственное соглашение о свободной торговле с Украиной. В ближайшем будущем гражданам Украины будет разрешен безвизовый въезд в страны ЕС.
Но помимо этих позитивных шагов распространяется и одна неудачная идея — установить тесные связи между Евросоюзом и возглавляемым Россией экономическим блоком, известным как Евразийский экономический союз (ЕАЭС).
Это предложение, продвигаемое министром иностранных дел Германии Франком-Вальтером Штайнмайером и президентом Еврокомиссии Жаном-Клодом Юнкером, нужно зарубить, пока оно не набрало силу.
В прошлом месяце в письме к президенту России Владимиру Путину Юнкер жаловался на спад в отношениях между Россией и Евросоюзом; как выразился Юнкер, эти отношения, «к сожалению, не смогли развиться за прошедший год».
В письме к еврокомиссару по вопросам торговли Сесилии Мальмстрем Штайнмайер предложил «создать перспективу сотрудничества между ЕС и ЕАЭС в сочетании с мирным разрешением кризиса в Украине».
За ухудшением отношений, на которое жаловался Юнкер, стоит лишь нежелание Путина уйти из Украины и уважать суверенитет и территориальную целостность своего соседа. Недавние военные удары Путина в Сирии по целям, не связанным с ИГИЛ, не помогают борьбе с терроризмом и только наращивают поток мигрантов, устремляющихся в Европу. Путин не проявляет интереса к улучшению отношений с Западом.
И несмотря на все это, некоторые чиновники Евросоюза, похоже, все еще стремятся наладить отношения с Россией. Она нужна Западу, чтобы сражаться с терроризмом и сотрудничать на Ближнем Востоке, и нужно бросить Путину кость — установить связи между ЕС и ЕАЭС — так аргументируют свою позицию сторонники этой идеи.
Но предположение о каком-то паритете между двумя организациями подорвет легитимность десятилетиями существующего Евросоюза и придаст респектабельности рождающемуся ЕАЭС.
Страны-кандидаты стремятся вступить в Евросоюз по своей собственной свободной воле, соглашаются соответствовать строгим критериям и пройти утверждение голосованием стран, уже входящих в ЕС.
Присоединение к Евросоюзу оказалось благотворным для стран, вступивших в него после падения Берлинской стены. Другие страны — прежде всего, балканские, но также и Украина, и Грузия, и Молдавия — все еще стремятся к вступлению, полагая, что ЕС движется в правильном направлении, несмотря на все его проблемы.
По контрасту, государства, входящие в ЕАЭС, — наряду с Россией это Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия — испытали чудовищное давление Москвы, и их вступление в организацию не было свободным выбором.
Россия пользуется ЕАЭС как инструментом влияния на своих соседей и перекрывает им возможность в будущем вступить в Евросоюз. Это отражает взгляд Путина на мировую политику как на игру с нулевой суммой.
В 2013 году Путин вынудил тогдашнего президента Украины Виктора Януковича отказаться от намерения заключить соглашение о партнерстве с Евросоюзом и вместо этого присоединиться к ЕАЭС. Это решение привело к Майдану и отстранению Януковича от власти через несколько месяцев.
Как и Украина, Армения в 2013 году планировала подписать соглашение с Евросоюзом, но тоже подверглась давлению со стороны России, была вынуждена пересмотреть свои планы и в результате стала членом возглавляемого Россией союза.
Легитимизация ЕАЭС деморализовала бы страны, которых принудили туда вступить.
До тех пор, пока режим Путина не будет уважать суверенитет и территориальную целостность своих соседей и не вернет Крым Украине, руководству Евросоюза не стоит подвергать опасности свои ценности, выдвигая неудачные идеи улучшить отношения с Россией.
Сейчас мяч на стороне Москвы. Предложения вроде тех, что сделали Штайнмайер и Юнкер, могут создать у Путина впечатление, будто Евросоюз страстно желает возвращения к обычным партнерским отношениям и путинский режим сможет пережить евросоюзовские санкции.
Юнкер поручил чиновникам Евросоюза изучить возможности сближения ЕС и ЕАЭС и предположил, что это можно сделать «синхронно с имплементацией Минских соглашений» — мирных договоренностей по Украине. Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс решительно возразил против предложения Юнкера.
«Всегда, всегда были сомнения относительно этого диалога (между ЕС и ЕАЭС) по множеству причин, и я думаю, честно говоря, сейчас для него не лучшее время, — сказал Линкявичюс. — Идея предлагать что-то ради умиротворения — это неправильная идея». Другим официальным лицам Евросоюза стоит присоединиться к Линкявичюсу в его неприятии этой стратегии.
Юнкер и Штайнмайер — не первые, кто предлагает рассматривать Евросоюз и Евразийский союз как равных партнеров, тем самым протягивая оливковую ветвь Путину.
Больше года назад в статье «Новый европейский беспорядок» Иван Крастев и Марк Леонард писали: «Европа должна признать, что ей не удалось понять постсоветскую Россию, и вместо этого нужно сосуществовать с могущественным соседом, возможно, сотрудничая с российским интеграционным проектом — Евразийским союзом. ЕАЭС — определенно не ответ на все вопросы, но это может быть первым шагом к переговорам о новом европейском институциональном порядке».
Год назад это была плохая идея, и с тех пор она не стала лучше. Откладывание вступления в силу торгового соглашения с Украиной на год было ошибкой, и не стоит отягощать ее подходом к Евросоюзу и ЕАЭС как к равным. У этих организаций нет ничего общего, и не нужно терять время на попытки подойти к ним как-то иначе.
Дэвид Дж. Крамер
Источник: openrussia.org