Завершение визита премьера Медведева в Китай увенчалось неоднозначной статьей государственного информагентства Синьхуа, в котором последнее заявило, что «Россия находится в самом серьезном структурном кризисе» с начала века. За громкими заявлениями китайской стороны невооруженным взглядом просматривается растущее давление Китая на позицию кабинета министров России по целому ряду вопросов, которые так и не остались закрыты в результате визита второго лица российского государства в Китай.
Столкнувшаяся с острым дефицитом средств в связи с падением цен на нефть, правительство России вынуждено искать решения ряда социально-экономических проблем через усиление взаимодействия с Китаем, однако, стороны, похоже, не договорились о иерархии в сотрудничестве и тех правилах, по которым оно будет проходить.
Об этом свидетельствуют буксующие проекты высокосторостных железных дорог, мостов через Амур и Лену, вялый по сравнению с Восточной Европой или Африкой поток инвестиций из Китая в Россию, наконец, пресловутый проект «Силы Сибири», давление Китая по зерновым и газовым контрактам. Правительство России сопротивляется определенным, и возможно, кабальным условиям китайской стороны, а Китай, наблюдающий темпы падения российской экономики, не торопится оказывать помощь группе Медведева, ожидая лучших для себя условий в сложной для России ситуации.
В своей авторской статье ИА Синьхуа, которое не отличается в последнее время любовью к младшему партнеру по тандему российских лидеров, и стоит в авангарде давления на позицию России по газовому и другим вопросам, в частности заявило, что в России произошла «деиндустриализация экономики и упадок сельского хозяйства», что гарантирует «невозможность восстановления обрабатывающей промышленности и аграрного сектора». По сути дела это прямое заявление о том, что в нынешних условиях у России существует только один путь – отдать индустриализацию и аграрный сектор в руки китайских предприятий.
Автор заявляет, что индустриализация в России не произойдет, если не будет «преодолена диспропорция в развитии финансового и реального сектора экономики», оставляя осведомленному читателю понять, что речь идет о масштабных китайских инвестициях в финансовый сектор России, перекредитованию российских предприятий в Китае, которое, естественно, должно проходить под китайским флагом индустриализации российской экономики. Де факто, автор статьи косвенными заявлениями предлагает России «план Маршала» с китайской спецификой, что будет означать вхождение российской экономики в китайскую финансово-промышленную зону юаня. Китайская специфика ситуации заключаестя в том, что различные группы влияния в Китае концентрируют в своих руках различные ресурсы, и у каждой из такой группы есть собственный “план Маршала” для российской экономики.
Однако ключ, который открывает шлюзы российской экономики, до сих пор ориентированной на Запад, находится в руках кабинета министров во главе с Медведевым. Вопреки устоявшемуся мнению, группа Си Цзиньпина концентрирует в своих руках далеко не контрольный пакет китайской экономики, хотя и находится в близких отношениях с Банком развития Китая, частично регулирующим инвестиции на внешние рынки.
“Контрольный пакет” средств китайской экономики сосредточен в Комитете по развитию и реформам при Госсовете КНР – аналоге советского Госплана, который контролируется “комсомольской группой” премьера Ли Кэцяна, условный финансовый сектор находится в руках “шанхайской группы”, картина дополняется сложным букетом противочий между менее влиятельными и многочисленными лоббисткими группами. Отношения между этими группами не выглядят идеальными, и все больше напоминают войну всех против всех, однако достижение интересов на внешних рынках часто объединяет ссорящиеся между собой группировки.
Предложение начать индустриализацию в России по китайскому образцу в непрямом, китайском стиле, увенчивается мнением Фэн Юйцзюня, главы китайского think tank в области российско-китайских отношений – Института России при Китайской академии современных международных отношений. Эксперт считает, что Россия оказалась в тяжелейшей депрессии из-за украинского кризиса и зашла в серьезный стратегический тупик, при этом поворот в американскую сторону невозможен из-за тяжелейших разногласий между Россией и США. Формулировка эксперта подразумевает, что у России не осталось вариантов выхода, кроме более тесного сотрудничества с Китаем и на китайских условиях.
Источник: south-insight.com