Подарок “Платона” к новогоднему столу

By admin Dec 21, 2015

Пустой или загруженный — дальнобойщик всё равно платит. Таково правило «Платона».

Интересам структур миллиардера Ротенберга и «Ростеха» пока противостоят только дальнобойщики, которые не идут на мировую, продолжая протестовать против новых сборов. При этом в Кабмине уже дали понять: делов не будет, а сборы будут. А бастуют — только «серые» перевозчики.

Среда обитания. Скандальная система сбора платы с большегрузов должна компенсировать вред, который они наносят дорожному покрытию. На этом настаивают в Минтрансе. Об этом говорит и премьер, подчёркивая, что владельцы грузовиков платят несопоставимо мало относительно того вреда, который фуры наносят дорогам. «Кто платит деньги за строительство и ремонт автодорог? В абсолютном большинстве случаев это водители частных автомобилей, водители легкового транспорта, — отметил Медведев. — А кто реально воздействует на дорогу — водители крупных грузовиков не платят практически ничего», — сказал он, напомнив, что во всех современных государствах дальнобойщики платят за проезд по трассам.

На это намекают и околокремлёвские эксперты: мол, ситуация с «Платоном» чересчур драматизирована. Они указывают на то, что малая протяжённость федеральных трасс (5% общей протяжённости российских дорог с твёрдым покрытием.) позволяет выцыганить лишнюю копеечку из кармана перевозчиков на нужное дело, не обременяя их кошелёк. По экспертному мнению, «Платон» подразумевает только внесение платы за движение по федеральным трассам.

При этом такие трассы — основная среда обитания дальнобойщиков, бесконечно колесящих на загруженных и пустых фурах, а теперь уже и за деньги, и со сбоями в системе. Специфика бизнеса междугородних и международных перевозок подразумевает то, что они прокладывают свои маршруты именно через федеральные дороги, а на них приходится 60% коммерческих и пассажирских перевозок.

Что говорят дальнобойщики. Однозначно то, что «Платон» не работает. «Например, если посередине дороги водителю звонит заказчик и говорит, что вместо Самары ему надо доставить груз в Омск, то он попадает в безвыходную ситуацию», — поясняет председатель профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов.

Он также подчёркивает, что деньги за уже оплаченный проезд никто не вернет, а новую маршрутную карту получить в такой ситуации сложно: «и это называется «система работает»? Медведева, очевидно, ввели в заблуждение относительно реального положения дел». Ещё на первой волне митингов они заявляли, что данная «реформа» от Минтранса приведёт к резкому росту цен на перевозимую продукцию, включая социально значимые товары. Что, впрочем, и прогнозируется уже не только ими. Указывали на то, что это будет последствием завышенного тарифа, который спровоцирует резкое повышение цен на услуги. Фактически государство вынуждает перевозчиков повысить цены на перевозки, которые почти не менялись несколько лет (в отличие от подскочивших цен на топливо и комплектующие для фур). Новый сбор, включённый в стоимость услуг по перевозке грузов, вынудит поставщиков товаров заложить его в потребительскую стоимость, что и повлечёт за собой удорожание самого товара. 

Усугубляет ситуацию и то, что на очевидное повышение цен на продукты питания из-за «Платона» накладывается повышение цен из-за антитурецких санкций. Об этом сообщают и ритейлеры, и аналитики. Так, по оценкам экспертов из Европейского банка реконструкции и развития по этой причине продуктовые товары в России могут подорожать на 25% уже в ближайшее время. Ритейлер сейчас ищет новых поставщиков, чтобы заместить турецкие товары. Сеть гипермаркетов «Ашан», например, уже предупредила о росте цен. Одна из главных задач для ритейлера — найти новых поставщиков фруктов и овощей вместо турецких партнёров. Ашану», впрочем, как и другим крупным торговым сетям, придётся плотно работать с поставщиками из Узбекистана, Таджикистана, Марокко, Израиля и Китая. Этот товар надо будет везти, а точнее довезти, а затем с новым ценником, внушающим оптимизм нашим гражданам, поставить на полку.

Написали МедведевуТо, что цены на продукты могут вырасти уже к Новому году из-за платной системы, стало темой последней недели. Поводом для широкого освещения в СМИ стало письмо от производителей продовольствия и ритейлеров премьер-министру Дмитрию Медведеву. 

В нём они предупредили главу Кабмина о возможной предстоящей торговой катастрофе. Чтобы не допустить предновогоднего коллапса, предложили  альтернативу — поднять топливный акциз. Как пишет «Ъ», ссылаясь на копию письма, которое оказалось в распоряжении редакции, в начале декабря объединения производителей продовольствия и розничной торговли обратились к главе Кабмина с просьбой установить тестовый режим работы «Платона» с нулевым размером платы за проезд фур. Кроме того, они предложили перевести систему в режим постоплаты и рассмотреть альтернативные способы взимания платы с большегрузов и контроля её сбора. Например, в Национальной мясной ассоциации полагают, что справедливой альтернативой «Платону» могло бы стать небольшое повышение топливных акцизов. Это способ является не только менее затратным, но и справедливым, так как учитывает расход бензина, который меняется в зависимости от объёма перевозимого груза, тогда как плату за проезд по федеральным трассам сейчас взимают даже с пустых фур.

Обращение подписали 20 организаций. Среди них — Национальная мясная ассоциация, «Руспродсоюз», Рыбный союз, «Союзмолоко», Зерновой союз, Ассоциация компаний розничной торговли, Союз независимых сетей. В письме отмечается, что в работе системы всё еще фиксируются сбои и проблемы, несмотря на то, что «Платон» был запущен с 15 ноября.  

Среди проблем бизнес отметил произвольные многократные списания денежных средств с личных счетов, кратные завышения реального пробега автотранспорта, сбои в работе интернет-портала, не дающие возможности отмечать маршрут передвижения. Кроме того, на технические сбои накладывается нехватка оборудования, позволяющего взимать плату за проез в автоматическом режиме. Всё это приводит к недопоставкам в розницу отдельных видов товаров. В обращении также отмечается, что малые и средние транспортные компании, которые не получили бортовых устройств и не имеют достаточно оборотных средств для внесения минимальной предоплаты, отказываются брать заказы.

Крупные же перевозчики не справляются с возросшим из-за проблем более мелких конкурентов спросом. «Недостаток предложения привёл к росту тарифов на перевозки на 20–30%, а в отдельных регионах страны — до 100%»,— говорится в письме. Данные факторы, по мнению авторов письма, приведут к неминуемому росту цен на товары в преддверии Нового года. Особенно сильно это будет заметно в стоимости социально значимых товаров. Ранее бизнес-омбудсмен Борис Титов подсчитал, что новый сбор может увеличить уровень инфляции на 2,7%. Он также обратился к премьеру с просьбой о моратории на введение платы для 12-тонников до 1 июля 2016 года, а также попросил  снизить завышенный тариф до 1 руб. за пройденный километр пути. Напомним, что согласно распоряжению Кабмина, перевозчиков обязали платить 1,53 рублей за 1 км пути, однако этот фиксированный тариф будет постепенно расти: с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года стоимость проезда составит 3,06 руб. за 1 км пути.

Что думает МедведевПри этом премьер заявил, что проблемы с работой системы «Платон» уже решены, что бастует лишь небольшая часть «серых» перевозчиков, что систему надо довести до своего логического конца. Фактически глава Кабмина сказал дальнобойщикам: ребята, мол, введение «Платона» — это  правильная мера.

По мнению премьера, бастуют те водители, которые не зарегистрировались в системе и возят нечто неизвестное, а те, кто легально выполняет междугородние перевозки по России, уже давно зарегистрировался в «Платоне», а это —  700 тыс. дальнобойщиков. При этом сами дальнобойщики утверждают, что премьер-министр не владеет информацией о масштабе «платоновской» проблемы, угрожая продолжением протестов. «У нас в России около 2 млн. дальнобойщиков, — рассказал «Газете.Ru» один из организаторов протестных акций Александр Расторгуев. — И как 700 тыс. из них, о которых говорит глава правительства, могут осуществлять 90% перевозок? Это просто невозможно».

Очевидно, что «серым» перевозчикам не резонно выходить из тени, участвуя в «платоновских» протестах. А бастуют именно легальные перевозчики, но не крупные из них, поставляющие товары в торговые сети или работающие с госзаказом. Чьи интересы тогда лоббируются? О каком деловом климате в стране, о каких необходимых условиях для бизнеса говорится тогда с высоких трибун?

Нина Мозер — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

Источник: za-nauku.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply