Россия медленными и поступательными движениями приближается к статус страны-изгоя, оставаясь на периферии как мировой торговли со своей сырьевой экономикой, так и международных транспортных путей. Хотя Россия и занимает геополитически выгодное положение в Евразии и имеет необходимые транспортные коридоры транзита, ее в буквальном смысле обходят при реализации новых транспортных путей. Знаменитое пространство от Владивостока до Лиссабона не состоялось. Новый проект, провозглашенный Кремлем, — «сопряжение евразийской интеграции с китайской инициативой Экономического пояса Шёлкового пути», очевидно, будет реализован с минимальным участием России.
ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ В ОБХОД РОССИИ
30 ноября появилась информация, что транспортировка грузов из Китая в Европу может проходить в обход России. Тогда эта инициатива подавалась как готовность учредить консорциум, в состав которого могут войти китайская компания Mishgeng Logistics, КТЖ экспресс (дочка «Казахстанской железной дороги»),ЗАО «Азербайджанское Каспийское
морское пароходство» и азербайджанская компания «Караван логистикс», Trans Caucasus Terminals, дочерняя структура «Грузинской железной дороги», а также представители турецкой стороны как ассоциированного члена.
Интересно было наблюдать полное замалчивание этой новости официальными СМИ. Nocommеnt. Но не прошло и 15 дней, как транспортировка в обход России стала реальностью — из Китая в Грузию прибыл первый железнодорожный состав, отправленный в рамках международного проекта «Шелковый путь», откуда через порт Поти будет направлен в Турцию. В полном объеме проект заработает в конце 2016 года, когда будет запущена железная дорога Баку — Тбилиси — Карс (Турция).
Тот факт, что Россия оказалась вне Шелкового пути объясним: маршруты прокладывались давно — еще в 2013 году. А вот вопрос — почему именно Россия должна была стать частью Шёлкового пути, который к тому времени как проект уже был разработан и ориентирован на азиатский и кавказский регионы, лежит в плоскости надежд и чаяний российской элиты, которая после переориентации посчитала, что сможет стать частью всех китайских проектов. Такая фантазия. Одновременно с этим в российском сегменте вышли статьи, повествующие об издержках транспортировки грузов подобным путем. Конечно, этот путь не означает, что Китай полностью откажется от Транссибирской магистрали, но он позволит ему диверсифицировать свои поставки.
Почему Китай использует иные транспортные пути?
Во-первых, Россия для Китая — крайне непредсказуемый партнер. После российско-турецкого партнерства Китаю трудно смотреть на Россию как долгосрочного партнера.
Во-вторых, Китай не заинтересован в том, чтобы условия поставок диктовали третьи страны. Где гарантии, что Россия не станет использовать транспортный коридор в целях манипуляции, как сейчас Украина разыгрывает карту с транзитом российского газа. Что мы не введем в ответ на новые санкции Европы ограничения на транзит. Для Китая риски при прокладке новых маршрутов в обход России ниже, учитывая длительную прокитайскую ориентированность лидеров средне и центрально азиатских республик.
В-третьих, Россия под санкциями. Как бы руководство страны ни отказывалось это признавать, но в основе сотрудничества Китая с нами лежат узко прагматичные интересы. Например, китайские поставщики подняли цены на электронную компонентную базу, в том числе и для космоса вскоре после введения санкций, сравняв цены с европейскими и американскими производителями. Китайские банки отказались кредитовать российский корпоративный сектор, опасаясь санкций. Выстраивать столь масштабные проекты с государством под санкциями выходит за рамки прагматических интересов Китая.
В-четверых, чехарда в российских железных дорогах — назначение нового руководителя, пересмотр законодательства, в частности попытки провести запрет на использование старых вагонов, срок службы которых был продлен, и другие нововведения для китайской стороны представляются административными барьерами, наряду с таможенными сложностями.
В-пятых, наиболее короткий путь поставки китайских товаров в Европу и Турцию (Шелковый путь — это китайский проект, работающий на его интересы, а не российские) лежит именно через Среднюю Азию, а не через Россию. Срок поставок в среднем составляет 11–15 дней — из Китая до Турции и Европы. Единственным препятствием на этом пути остаются акватории морей (рис. 1).
ТРАНЗИТУ ЧЕРЕЗ РОССИЮ — НЕТ
Страны постсоветского пространства активнее начинают ориентироваться на новые рынки, используя уже не российскую логистическую систему. Иностранные инвестиции определяют внешнеполитический курс республик, а Россия в этом плане с ее экономическим спадом уступает позиции. Например, в Туркменистане началось строительство газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ). Проект после реализации позволит доставлять газ из Туркменистана на быстрорастущие рынки южной и юго-восточнойАзии, а строительство туркменского участка трубопровода ТАПИ займет 3 года. По заявлению украинской стороны, промышленные предприятия Украины могут обеспечить проект оборудованием и комплектующими для строительства. Освоение газового месторождения, предназначенного для данного проекта, будет осуществляться японо-турецким консорциумом компаний. В такой ситуации проект можно будет смело считать антироссийским.
РОССИЙСКИЕ ГАЗОПРОВОДЫ
Собственные российские трубопроводные проекты в последнее время дальше проектной документации не идут. Достаточно вспомнить «Южный поток», в который Россия вложила деньги, но из-за несговорчивости партнеров была вынуждена отказаться от строительства. Затем последовал «Турецкий поток», также замороженный российской стороной в рамках кампании нанесения экономического ущерба Турции. Уже появились возражения 11 европейских государств относительно проекта «Северный поток-2», который по их заявлениям экономически не оправдан и преследует политические цели.
Из российских масштабных проектов у России пока еще в процессе проекты «Сила Сибири» и «Алтай», однако и по данным проектам нельзя сказать об однозначном продвижении. Контракт с Китаем по поставкам газа по газопроводу «СилаСибири-2» (западный маршрут, так называемый трубопровод «Алтай») не подписан до сих пор. Новая дата заключения — весна 2016 года, хотя еще в сентябре фигурировал конец 2015 года. Пока проект существует в виде соглашения об основных условиях трубопроводных поставок природного газа из России в Китай и предусматривает поставки в Китай газа из западных месторождений в объеме 30 миллиардов кубометров в год на первом этапе.
Проект «Сила Сибири», несмотря на свою явную экономическую несостоятельность (вложения за три года составят порядка 480 млрд. р), уже строится. Правда, очевидно, что для некоторых российских фигур состоятельность освоения бюджетных подрядов вполне конкретна. Завершение планируется через четыре года. В июне Китай приступил к строительству газопровода на своей стороне, однако впоследствии в российской прессе не появлялось сообщений о состоянии китайского участка. Китай согласно контракту вправе отложить ввод в эксплуатацию трубопровода на один-два года. Российская сторона планировала до конца года проложить участок в 42–50 км. Однако в марте появилась информация, что Газпром может отложить реализацию в пользу проекта «Сила-Сибири-2», контракт по которому до сих пор не заключен. Если информация подтвердится, то «Сила Сибири» будет достроена после завершения строительства газопровода «Алтай». В октябре было объявлено, что возникли технические сложности — логистическая проблема, для решения которой необходимо проведение дноуглубительных работ на реке Зее в Амурской области, так как существующий фарватер ограничивает осадку судов и объемы перевозки грузов. А это требует уже дополнительного инвестирования из бюджета порядка 1,7 млрд руб. До сих пор не заключено соглашение о строительстве трансграничного участка газопровода «Сила Сибири» через реку Амур, хотя и предполагалось, что подписано оно будет в ходе визита премьер-министра РФ Д. Медведева в Пекин.
Очевидно, что и без того убыточный для России проект можно будет считать ошибкой века — вложенные средства не окупятся, а Россия еще на долгие 30 лет сориентирует торговлю с Китаем на формулу «поставщик сырья-мировая держава». Ни экономического подъема, ни новых факторов роста экономики эта стратегия не принесет. Ни прибыли. Кроме конечно упомянутых выше фигур.
Российское руководство может и дальше апеллировать к выгодному географическому положению страны, но меняющиеся внешние условия показывают, что российский стиль выстраивания партнерских отношений на примере Украины, Грузии, Турции играет против нас самих: никто не заинтересован иметь дело с непредсказуемым партнером. Так не выстраиваются ни бизнес, ни двусторонние отношения, не привлекаются зарубежные инвестиции, столь ожидаемые российскими властями. Пора признать, что единственный путь развития страны — это ориентация на собственные силы, на восстановление российской промышленности, монетизации, собственной денежно-кредитной системы. Путь «прокладка трубы — бурение скважины», которым Россия следует уже не первое десятилетие, создает благоприятные условия для изоляции страны, но разве к этому нам следует стремиться?
Людмила Кравченко
Источник: rusrand.ru