Немецкий телеканал ZDF во вторник вечером показал документальный фильм Machtmensch Putin (“Человек власти Путин”), в котором рассказывается о пути во власть нынешнего российского президента и делается попытка составить его психологический портрет на фоне событий последних лет, включая конфликт на Украине и военную кампанию России в Сирии.
В фильме также рассказывается о том, как работает российская пропаганда на Западе, о деятельности телеканала RT, о российских “фабриках” интернет-троллей.
Именно это привлекло внимание комментаторов. Альфред Кох написал в фейсбуке: “Сегодня на одном из главных немецких каналов (ZDF) в прайм-тайм (20:15) показали зубодробительный фильм о Путине: “Machtmensch Putin. Gegner oder Partner Europas?”. На мой взгляд этим фильмом дезавуирована вся работа путинского пропагандистского коминтерна имени покойного М.Лесина во главе с Russia Today”.
Немецкий журналист и автор книг о России Борис Райтшустерявляется одним из сквозных комментаторов в документальном фильме ZDF. Он также называет ленту “полным разоблачением русской пропаганды”, а показ ленты в прайм-тайм одним из крупнейших каналов в Германии – ее “полным поражением”. “Реальный взгляд на вещи побеждает”, – говорит журналист:
– Фильм рассказывает историю Владимира Путина. Говорится о том, что Путин постоянно хочет быть сильным. Почему он этого хочет? Потому что детство было трудное, потому что в карьере были неудачные моменты. Там есть попытка с психологической точки зрения объяснить, почему он ведет себя так. Сильнейшее желание постоянно выглядеть сильным, железным. Речь идет о его поведении в Украине и в Сирии, которое тоже объясняется во многом тем, что он хочет быть сильным. Развенчивается много мифов. Там говорится о взрывах домов в Москве, о том, как он пришел к власти, там очень много того, о чем обычно на Западе не пишут и не говорят про Путина.
– Многое из того, что содержится в этом фильме, известно российской публике, по крайней мере ее части. Это, скажем, и доказательства присутствия российских солдат на Украине, и то, как устроены “фабрики троллей”. Для Запада, для Германии – это откровение?
– Я думаю, для среднего западного слушателя это откровение. Для того, кто интересуется, кто внимательно следит за Россией, это не новости. Но обыватель, среднестатистический немец, европеец, мало знает об этом, он много видит пропаганды, подхалимов Кремля, и чтобы он в прайм-тайм, в 20:15, увидел такой репортаж – я уверен, что это откроет глаза многим из тех, кто до этого были в той или другой степени подвержены пропагандистскому взгляду на события в России. Это такая веха в немецком телевидении.
– В фильме, в частности, упоминалось о так называемых газовых войнах, когда из-за споров между Россией и Украиной прекращалось поступление газа в Европу. По идее, у обывателя в Германии должно было какое-то отношение к России сформироваться. Вы хотите сказать, что, усредняя, все равно в Германии поддерживали Россию?
– Тут надо разделить. По опросам института Allensbach, только 20 процентов населения Германии верят русской пропаганде. Но это все-таки удивительно много, каждый пятый немец. А в элите и в СМИ по-другому. Там очень много людей, которые лоббируют Путина, такие как бывший канцлер Герхард Шредер, бывший глава социал-демократов Маттиас Плацек, или Хуберт Зайпель, “придворный” журналист. В СМИ и в политике много путинистов. Поэтому так важно, чтобы политическая элита столкнулась с другими точками зрения. Я даже дальше пойду. До этого не так просто было быть услышанным, выступить в прайм-тайм, я это знаю на собственном примере. Теперь это изменилось, и уже не считается немодным показывать критиков Путина в лучшее время на главных каналах.
– Каково отношение к нынешним событиям в Сирии? Существуют две точки зрения, прямо противоположные. Российская точка зрения – что Запад ничего не может сделать и Путин пришел и помогает молниеносно разобраться с “Исламским государством” (запрещенная в России террористическая группировка. – РС). И есть другая точка зрения – что Путин играет эту игру, чтобы вернуть себе роль в мировом сообществе. Понимания, что движет Путиным, до сих пор в Германии нет?
– Я думаю, что, с одной стороны, есть путинисты, и для них все хорошо, что Путин делает. Если он вернет Сталина в мавзолей, они тоже будут говорить, что он молодец. Есть критики, и есть как бы среднее звено – те, которые считают, что Путин нечист на руку, но он нам нужен, чтобы в Сирии что-то наладить, чтобы там найти мир. Это достаточно распространено. Мое мнение обратное. Я считаю, что Путин там подливает масла в огонь, что он не заинтересован в том, чтобы в Сирии стабилизировалась ситуация, наоборот, ему выгодна там нестабильность из-за цен на нефть. Я думаю, этого очень многие немцы не видят. И я в фильме сказал, что это уму непостижимо, что после теракта, который убил 130 человек, мы обращаемся за помощью к человеку, который несет главную ответственность за тысячи убитых в Украине, чтобы тот, в свою очередь, помогал человеку, который ответствен за сотни тысяч убитых в Сирии. К сожалению, тут некая абсурдность имеет место. И я надеюсь, что люди теперь это лучше понимают.
– Многие в российской оппозиции считают, что Германия “дает слабину”, германская элита снисходительно смотрит на Путина, “не дожимает”. С вашей точки зрения, политика канцлера Меркель – достаточно жесткая в отношении Путина?
– Я бы желал более жесткой политики. На мой взгляд, она все-таки еще слишком мягкая. Я желал бы больше санкций, более четкой позиции. Но надо всегда исходить из того, что реально. И когда я представлю на минуту, что Герхард Шредер мог бы быть еще канцлером и он был бы своеобразным филиалом Кремля, – я очень рад, что Ангела Меркель канцлер. И я думаю, что среди западных лидеров она лучше всех понимает Путина, за счет своего происхождения, и она – наиболее жесткая из возможных канцлеров Германии, самая адекватная именно в политике по отношению к России.
– Появилась новость, что Италия потребовала обсуждения вопроса о санкциях в отношении России, и это породило сразу спекуляции – не пошел ли откат назад. Вы представляете себе, что европейские санкции в отношении России могут быть отменены?
– К сожалению, я себе это представляю. Потому что Москва усиленно работает в этом направлении, очень старается расколоть ЕС, разъединить эту общую позицию. Но, с другой стороны, у меня надежда, что победит разум. Отмена санкций после нападения со стороны Путина на соседнее государство… Я надеюсь, что поймем, что колоссальные нарушения международного права, тысячи убитых не могут остаться без ответа. Это было бы буквально приглашение – повторить такие поступки.
– Если говорить о людях, которые поддерживают Путина, интересно было бы понять, в чем причина этого. Считается, что Путин стоял за развязыванием новой войны в Европе. Это успехи путинской пропаганды на Западе, что такого представления нет? Германское общество не очень интересуется этим или восток Украины не воспринимается как Европа?
– Я думаю, это совокупность того, что вы говорили. Это и пропаганда успешная… Но пропаганда может быть успешной, только когда накладывается на что-то. Например, советская пропаганда была не очень успешной на Западе, потому что все всё понимали. Тут проблема, что на Западе, особенно в Европе, есть кризис, в Германии многое развивается в неправильном направлении, люди недовольны СМИ и имеют на это причины, люди недовольны тем, как делается политика. И в этой мутной воде Путину с его пропагандой очень хорошо удается ловить рыбу. Люди думают: вот, то, что нам не нравится тут, на Западе, и вот Путин – пример того, что можно делать лучше, он там яркий лидер… И поэтому они не видят, что на самом деле Путин – это в разы хуже того, что они критикуют тут. Но это, я думаю, 20 процентов, которые этому подвержены, и они очень умело создают шум. Например, вчера этот фильм был показан, а уже на второй минуте после начала первые тролли на сайте телеканала начали жутко возмущаться. Я столько писем ненависти получил, столько этих реакций! Причем очень многие на ломаном немецком, что смешно. Потому что если вы уж троллите, ну, хоть раскошельтесь и платите людям, которые знают хоть язык более-менее, которые грамотно могут выражаться. А то видно, когда такие тролли – пропагандисты тупые.
– С другой стороны, необходимо признать, что и тролли, и RT добиваются своих целей, и путинская пропаганда на Западе действует, раз и авторы фильма, и вы приняли участие в нем и считаете необходимым развенчивать ее.
– Да, она действует. А с другой стороны, когда она так глупо делается, когда они даже немецким языком не полностью владеют, то она немножко контрпродуктивна, это уже смешно. Я сейчас как раз буду статью об этом писать. В Германии, когда ты пьяным был за рулем или плохо вел себя, тебя отправляют на так называемый Idiotentest, проверку на психическую адекватность. Я предлагаю троллей и пропагандистов сначала на эту проверку отправить, а то неловко их так выпускать. То есть, с одной стороны, пропаганда действует, но, с другой стороны, они уже начинают перегибать палку. Это очень типично для авторитарных режимов, такое было и в ГДР, и в Советском Союзе. Люди перестают верить и бояться, и пропагандисты сами себя разоблачают.
– Российское телевидение, да и официальные лица вернули в обращение вопрос о ядерном оружии, чего не слышали мы два десятилетия, и казалось, что больше этот вопрос не будет подниматься. Это не пугает западное общество, людей в Германии? Это не приводит к тому, что люди начинают понимать, что Россия тут по другую сторону?
– С одной стороны, это помогает, и я думаю, что большинство это прекрасно понимает. Но есть и обратный эффект, что людям страшно. Когда ты понимаешь это, становится неуютно, хуже спится. И – человек так устроен – он делает вид, что ничего не видит. И я думаю, очень многие у нас не хотят понимать. Например, удивительно, что книги кремлевских пропагандистов часто куда лучше продаются на книжном рынке, чем книги, которые рассказывают реальные вещи. Потому что люди хотят это читать как успокоительное. Они хотят слышать, что вой волков неопасный, можно гулять по лесу, и вам ничего не грозит. Я один раз разозлился и написал статью, где требовал, чтобы в Германии заменили национальный герб, и что из гордого орла, который сейчас украшает немецкий герб, мы должны сделать страуса, который прячет голову в песке, чтобы не видеть, что происходит вокруг.
– В фильме вы говорите о том, что Путин старается производить впечатление сильного человека, железного человека. Он произвел впечатление? Его боятся в Германии, на Западе?
– Да. Его боятся на Западе, однозначно. И они не понимают во многом, что он лжевеликан. Есть такое понятие из сказки – издалека он велик, а чем ближе ты подходишь, тем меньше он становится. Вся беда в том, что этот лжевеликан имеет ядерное оружие.
Валентин Барышников
Источник: svoboda.org