Белорусские поставщики после полугода упорной борьбы за украинский рынок дизтоплива вытеснили с него россиян. Причем, воспользовались их же «оружием», оформляя на себя российское топливо, которое не может туда ввозится по «политическим мотивам».
Анализируя ход событий в регионе в 2014-2015 годах, можно констатировать, что попытка Кремля вернуть себе мировой геополитический статус, оборачивается в стабильный и, похоже, долгосрочный источник дополнительных экономических доходов его союзника Беларуси.
Вернее сказать – в несколько источников.
Во-первых, это плата за лояльность в условиях, когда число союзников России сведено до минимума. Объемы платежей остаточно серьезные – от почти внутрироссийской цены на газ и разрешения оставлять нефтяные экспортные пошлины в своем бюджете до стабилизационных кредитов по линии ЕАЭС и корпоративных вливаний госдочкам в Беларуси.
Во-вторых, это продовольственные контрсакции России против ЕС, США и т.д., которые помогли росту действующих белорусских бизнесов и способствуют накоплению первоначального капитала бизнесам начинающим. Думается, что российско-турецкий конфликт создаст новый вектор, который заинтересованные стороны несомненно попробуют использовать в своих интересах.
Наконец, третий источник появился в результате обострения с 2014 года российско-украинских отношений. Беларусь уже получила несколько преимуществ, но самое значимое – это топливная сфера.
В первой половине 2015 года, однако, ситуация выглядела не очень оптимистичной. Доходы белорусских поставщиков упали по причине падения общемирового цен на нефтепродукты, сократились и объемы. Например, если в январе 2015 года поставки были сопоставимы с аналогичным периодом прошлого года (114 тыс тонн против 130 тыс. тонн), то в июне они заметно сократились (151 тыс тонн против 217 тыс. тонн). Одновременно после некоторого перерыва активизировались российские компании. В июле Россия поставила в Украину 182 тыс. тонн и впервые с ноября 2013 года обошла Беларусь (объем поставок – 167 тыс. тонн). Доля белорусского дизтоплива сократилась за год с 60% до 44%.
Но вновь белорусам помог … Кремль. С начала октября поставки российского дизтоплива в Украину пошли на убыль из-за эмбарго, введенного Федеральной службой по техническому и экспортному контролю России. Эта служба теперь выдает разрешения на ввоз на территорию Украины только в том случае, если украинские контрагенты предоставят российским экспортерам справки, что дизтопливо, масло, бутан и пр. не будут использоваться в военных целях.
В итоге, если поставки дизтоплива из Беларуси в течение 2015 года в среднем составляли около 150 тыс. тонн, то в ноябре в Украину было отгружено 272 тыс. тонн. Импорт топлива из Литвы составил 92 тыс. тонн, Польши – 24 тыс. тонн, а из России всего 19 тыс. тонн.
Столь резкий рост объемов поставок дизтоплива из Беларуси участники рынка объясняют, в том числе, новой схемой, на которую в условиях эмбарго пошли поставщики из России. После введения запрета произведенное на российских НПЗ топливо начало сертифицироваться в Беларуси как ТДЭ (Топливо дизельное экспортное) и отгружаться в Украину как белорусский продукт через белорусские компании. В числе посредников называются «Интерсервис» (владельцы Александр Шакутин и Николай Воробей) и «Энерго-ойл» (Алексей Олексин).
Отметим, что Беларусь остается лидером по поставкам в Украину импортного бензина. В ноябре с белорусских НПЗ было отгружено на украинский рынок 55,6 тыс. тонн топлива, из Литвы 33 тыс. тонн, из Польши 25 тыс. тонн.
Источник: ej.by