Платные трассы начали переходить из тестового режима в рабочий. Внезапно выяснилось, что поговорка про дураков и дороги не потеряла своей актуальности.
Когда власти анонсировали запуск концессионных подрядов на строительство платных дорог, обещания были самые радужные: пробки исчезнут, экология улучшится, ДТП уйдут в прошлое, качество жизни возрастёт — в РФ придёт цивилизация, по весьма доступной цене.
Недопонимания между автовладельцами и владельцами дорог начались уже на стадии оглашения тарифной политики — цены за проезд оказались для большинства полной неожиданностью, многих шокировали.
Несмотря на заявления официальных лиц (чиновников «Автодора», например) о том, что плата установлена в рамках соглашений и значительно ниже максимально возможной, тарифы изначально обещали несколько иные.
Руководитель Администрации Президента РФ Сергей Иванов заверил:
Проезд от кольцевой дороги до Шереметьева с 1 июля будущего года будет стоить 100 рублей, а проезд по всему участку до Солнечногорска – 300 рублей. Суммы зафиксированы и меняться не будут.
В настоящее время проезд до «Шереметьево» в самое востребованное время (в будние дни с 6:00 и до 10:00 утра и вечером с 16:00 до 22:00) составляет 250 рублей, до Солнечногорска — 500 рублей. Примерно раза в два дороже обещанного. Проехать не в часы пик можно дешевле, но в это время загруженность альтернативных бесплатных дорог не такая высокая, и смысла что-либо платить вообще нет.
На открытии участка трассы М11 «Москва — Санкт-Петербург» в обход Вышнего Волочка министр транспорта Максим Соколов сообщил:
Для легкого транспорта, в частности, на этом участке цена будет определяться в размере 1,20 руб., примерно в четыре раза больше — для грузовых транспортных средств.
В результате проезд днём стоит 240 р. или 3,33 руб./км — почти в 3 раза больше обещанного.
Провести корректное сравнение отечественных тарифов с зарубежными проблематично, но они как минимум сопоставимы. В ЕС — в среднем от 3,8 до 7,57 руб./км для легковых автомобилей. В РФ — от 1,4 руб./км (492-517 км в обход Воронежа) до 13,5 руб./км (обход г. Одинцово).
Официальное объяснение того, что цены за проезд установили европейские при не самых европейских зарплатах, вполне логичное: обычно тарифы привязывают к индексу потребительских цен — резкое падение курса рубля и высокая инфляция сделали своё чёрное дело.
Неофициально в качестве причин можно назвать жадность, непрофессионализм, коррупционную составляющую, как следствие ошибки в прогнозировании, неумение оценить покупательную способность населения, непонимание реальной востребованности и загруженности дорог, высокие издержки при строительстве…
По расчетам Минтранса РФ, средние затраты на 1 км полосы движения составляют: в Германии примерно 123 млн. руб., во Франции — более 100 млн. руб., в Канаде — около 82 млн. руб., в России — 41 млн. рублей. 1 км головных участков М11 и М1 обошёлся от 1,67 млрд рублей до 1,7 млрд р., по расчётам газеты «Ведомости». Возможно, используются слишком разные методики расчета. А возможно, платные федеральные трассы окупились ещё на стадии строительства, и теперь инвестору уже абсолютно всё равно, будет ли по ним кто-нибудь ездить или нет.
С 90-х гг. прошлого века «дорожная политика» в России проводится довольно последовательно. Народ последовательно привязывают к земле — лишают права на свободу передвижения.
Сначала РЖД делали всё возможное, чтобы избавиться от обременительной обязанности по перевозке пассажиров. Основной доход приносят грузовые перевозки, пассажирские — убыточны. Ничего личного, просто бизнес.
На первом этапе это даже подстегнуло развитие автобусных перевозок. По воспоминанию “пионера” автобусного бизнеса:
Деятельность моя была связана с отправкой пассажирских автобусов по междугородним маршрутам. РЖД тогда представляло из себя прекрасную организацию. Поезда ходили, вокзалы стояли, единственное, что мешало достичь желанного совершенства — это пассажиры. […] И РЖД планомерно боролась с этой проблемой. То есть билетов — не достать,но в поездах было пугающе безлюдно.
Теперь взялись за оптимизацию шоссейного трафика. С капиталистической точки зрения, содержать дороги в России крайне невыгодно — огромная протяжённость, суровый климат. При таких предпосылках самое логичное: 1. сделать трассы с более-менее интенсивным трафиком платными и получить прибыль; 2. переложить расходы на содержание менее востребованных дорожных коммуникаций на население. Что планомерно и делается.+
Данная ситуация отлично иллюстрирует феномен приватизированного государства. Дороги принадлежат не народу, а узкой группе лиц. Хочешь пользоваться чужой собственностью — плати. Не можешь — сиди дома. Но не забывай платить, так как и дом твой, и ты сам тоже давно приватизированы.
Максим Волков
Источник: rusrand.ru