Зима пришла – и нам с умным видом объясняют закономерность ее прихода .
Мировые цены на нефть близки к 11-летнему минимуму, а российская Urals накануне опускалась ниже $35. “Рисковый сценарий” ЦБ для российской экономики на будущий год практически официально объявлен г-жой Набиуллиной базовым. То есть, нас совершенно определенно ждет дешевая нефть, продолжающийся спад экономики, инвестиционный спад, инфляция (а некоторые эксперты говорят и о стагфляции – ситуации, в которой экономический спад и депрессивное состояние экономики (стагнация и рост безработицы) сочетаются с ростом цен — инфляцией). Нас совершенно точно ждет стремительное падение реальных зарплат, уверенный рост безработицы и с высокой долей вероятности – очередная девальвация рубля.
Да, еще накануне г-жа Набиуллина поведала нам, что для нее важнее не курс рубля, а борьба с инфляцией.
Напомним, именно Центробанк еще больше года назад отпустил нашу валюту в так называемое “свободное плавание”. Этим мы должны были показать миру, что достойны названия “международный финансовый центр”. Мы тогда еще стремились к тому, чтобы им стать – в итоге, сейчас про это вспоминать даже как то стыдно. Но игра в либеральный курс моментально привела к закономерному – к обесцениванию рубля. В итоге ЦБ пришлось спасать ситуацию, подняв ключевую ставку до чудовищных 17% годовых (за последний год она опустилась до 11%, это стоимость заменых денег для экономики страны, которую бизнесмены и эксперты считают запредельной).
Сейчас рубль в этом “свободном плавании” и находится. То есть, выброшенный в никуда, важнейший инструмент финансового рынка тонет – и курс в 120 р за доллар в самое ближайшее время уже не представляется чем-то из ряда вон выходящим.
А то, что катастрофически обваливающийся курс рубля по необъяснимому стечению обстоятельств в голове у главы ЦБ никак не пересекается с ростом цен (а, значит, и с инфляцией) буквально на все и вся – это беда не только г-жи, Набиуллиной, это беда всей нашей страны.
И все это ближайшее будущее нас ждет на фоне совсем, надо признать, неутешительного настоящего. Ведь, судя по данным Росстата, большинству наших сограждан, в отличие от министров из экономического блока правительства, никак не удаётся “нащупать дно” кризиса. И только г-н Силуанов возвышается оптимистичной кочкой над окрестностями, осуждающе посматривая на барахтающихся вокруг.
Как выяснилось, число бедных граждан в России достигло 20,3 млн. человек. При этом в прошлогоднем отчете Росстата бедных было “всего” 18 млн. человек. Вдобавок, как сообщает глава ЦБ, на 7 декабря 2015 года годовой темп прироста потребительских цен в России составил 14%. По данным Росстата, в октябре 2015 года реальная зарплата среднего россиянина сократилась на 10,9%, что стало рекордным падением с 1999 года.
Впрочем, прогрессирующую деградацию социальной сферы и снижение собственного уровня жизни россияне ощущают и без статистических выкладок Росстата.
Но то, что русскому кирдык, то нашему Минфину – благодать. Ибо наш Минфин ожидает, что снижение зарплат … сбалансирует экономику и замедлит инфляцию!
Сокращение реальных зарплат приведет к снижению жизненного уровня россиян, но зато поможет … повысить конкурентоспособность России и сбалансировать экономику страны. Такое заявление сделал во время своего отчета на конференции, что характерно, в Лондоне заместитель министра финансов Алексей Моисеев. По мнению замглавы Минфина, в прежние годы зарплаты в России росли быстрее производительности труда, но сейчас ситуация приходит в баланс. “Мы столкнемся со снижением жизненного уровня. Мы планируем очень лимитированную индексацию государственных пенсий, а частный сектор сдерживает рост зарплат”, – цитирует радостно-оптимистичное выступление Моисеева РБК. Замглавы Минфина как позитивный момент отметил то, что благодаря снижению зарплат инфляция в стране “не будет расти так быстро”.
То есть, наш либеральный Минфин, впрочем, как и многочисленные табуны наших либерал-монетаристов из ВШЭ, и толпы прочих адептов ереси “свободного рынка” вновь твердо и непоколебимо утверждают свой самый главный непререкаемый тезис: “Чтобы корова давала больше молока и меньше ела, ее надо больше доить и меньше кормить”. Чтобы вылечить экономический организм страны, надо высосать из него кровь – наличную ликвидность.
И это не выписка из диагноза клиническому шизофренику – это официальная позиция нашего Минфина!
Что показательно, при этом в очередной раз во всей своей либеральной “красе” раскрылась идиллическая непорочность нашего “экономического блока правительства” и целого сонма записных либеральных “гуру” от ВШЭ и прочих, весьма многочисленных заведений.
Зима пришла – и нам с умным видом, оперируя цифрами и используя заумные термины, вполне авторитетно объясняют закономерность ее прихода. Нам говорят – это заграничные циклоны хладным кризисом замели наши нежные либерально-экономические выкладки. Холодно? – ну что ж, это вполне объяснимо, это ОПЕК виновата, это саудиты, США, и немножко Иран с Китаем. Плюс еще сама натуральная Природа выступила против наших либеральных финансистов-монетаристов, и зловредный Эль-Ниньо опять подогрел поверхность мирового океана.
Многочисленные эксперты глубокомысленно разъясняют происходящее и даже делают диаметрально противоположные прогнозы на манер – “пациент, скорее всего, выживет, но не надолго, или, вероятнее всего, умрет, но не до конца” – что тоже ничего, кроме “авторитетности” самому говорящему, сие ничего не добавляет.
И при этом снова, в который уже по счету раз, происходит ровно одно и то же.
Пока внешние рынки благоприятствуют, пока внешнеэкономический климат настраивает на успокоительно-умиротворительный лад, наши либерал-монетаристы (все те же, за крайне редким исключением, граждане, что и год, и два, и пять, и даже десять лет назад) занимаются ровно одним – выдачей на-гора дежурных прогнозов и предсказаний (которые с 90%-й вероятностью никогда не сбываются или исполняются с точностью до наоборот). Похоже, они искренне полагают, что именно в этом, и ни в чем ином их работа и состоит – выдавать предсказания, “ванговать” и камлать со своими священными мантрами “базара священного всеразруливающего” и вечной “борьбой с инфляцией”. (К слову, иногда, честное слово, думается, что если бы вдруг – ну вдруг! – внезапно, наши граждане из ЦБ и правительства, проснувшись, не обнаружили этой самой инфляции, их могла бы хватить кондрашка – ибо бороться им стало бы не с чем, весь их многолетний смысл существования обнулился бы разом)
Но когда случается очередной кризис, эти самые граждане опять, раз за разом, объясняют нам, что все плохое – это потому что “зима пришла”. А то, что как раз таки эти самые граждане и несут полную и безоговорочную ответственность за всё то, что опять предстоит испытать по их милости россиянам – им просто никогда даже не понять.
Как итог – страна и ее экономика, руководимая как раз таки этой самой несменяемой когортой либерально-рыночных граждан, вновь оказывается в ситуации глубокого системного кризиса. Но, что еще более омерзительно – “других экономистов у нас для вас нет!” – когда страна в очередной раз, путем напряженных усилий и за счет лишений всего народа российского, опять выкарабкается-таки из экономической трясины на твердую почву, эти же самые граждане либерало-рыночники, глубокомысленно морща подбородки, будут торжественно отчитываться о “совершенных ими подвигах”. Пока народ будет отдыхиваться и отплевываться, эти же самые граждане будут вещать свои очередные предсказания – по новому кругу.
И ведь при этом Властью, что поразительно, в упор не замечается очевиднейший парадокс. В то время, как даже опросы общественного мнения (к примеру – недавний опрос Левада-Центра) показывают явное недовольство населением экономическим курсом властей, эти же самые экономические кланы на протяжении многих лет (если не десятилетий) продолжают проводить свою многажды обанкротившуюся, ущербную и совершенно точно деструктивную политику. Прогрессирующее обеднение населения России есть прямое следствие либерального курса, который проводит правительство – и это (дело уже даже до этого дошло!) выдают нам как самое что ни на есть благо!
К сожалению, это вовсе не удивительно – ибо на протяжении всего времени то, что выдают нам за экономику, никакой экономикой на самом деле вовсе не является. Ибо умение перераспределять богатства в свою пользу именуется хрематистикой, не имеющей ничего общего с экономикой (то есть – с разумным ведением хозяйства на благо большинства).
Сегодня сама наша банковско-финансовая система целенаправленно выстроена не как источник средств для развития, но как паразит, высасывающий соки из страны. Что характерно – именно этого паразита раз за разом и бросаются спасать наши либерал-монетаристы от власти, вкачивая в бездонную черную дыру финансового кризиса миллирарды и даже триллионы государственных ресурсов. И в том, что так будет и на этот раз – нет никаких причин сомневаться. К сожалению, естественно.
Причем, ответ на сакраментальный вопрос “что делать?” хорошо известен и многажды многими повторен. Когда происходят подобные социально-экономические кризисы, проводят комплекс мер, которые применяют ВЕЗДЕ – независимо от строя и от страны, применяют их и в западных либеральных экономиках.
Власти повсеместно вводят прогрессивные налоги, национализируют ключевые отрасли реального сектора, вводят драконовские пошлины на импорт в целях защиты внутреннего рынка, создают финансовую корпорации, вливающие живительную кровь экономики – деньги, в дорожное и просто строительство, в машиностроение, в сельское хозяйство, в образование и науку…
Но наши либеральные властные гуру, ставя в пример Запад, и чуть ли не молятся на США, делали, делают и будут делать все ровно наоборот. Так, даже заикаться о прогрессивном налоге во властных структурах сегодня моветон – эта тема на протяжении уже многих лет строго табуирована. В итоге, в России уже долгое время существует дичайшая ситуация – бедные платят все больше и больше, а богатые – все меньше и меньше! Ведь благодаря пресловутой “плоской налоговой шкале” у нас что миллиардер, что получающий гроши вроде бы платят одинаковые 13%. Но это только “вроде бы”. Ведь богатым сделана поблажка — доходы в виде дивидендов облагаются по ставке 9%. В то же время бедный человек отдаёт почти 43% своей зарплаты в виде разного рода страховых взносов. Обеспеченные же граждане, создают индивидуальные частные предприятия и выплачивают как “частники” и вовсе 6-процентный налог…
Россия отстаивает на внешнеполитических фронтах свой суверенитет – но вместо рассмотрения вопроса о деофшоризации в интересах страны (то есть, в интересах ее финансового суверенитета) нам подсовывается вопрос … об амнистии вывезенных капиталов – то есть, по сути, о спокойствии олигархата, о наилучших для него условиях. И нас пытаются на голубом глазу убедить, что интересы страны и спокойствие олигархата — это почти синонимы…
Сегодня Россия в очередной, в который уже по счету раз стоит на пороге трудных времен. И никуда от этого, к сожалению, не денешься – благодаря всей этой многочисленной когорте либерал-монетаристов” мы все опять находимся в чавкающей топи, и нам самим все равно придется из всего этого вылезать.
И вот нам говорят о том, что Россия должна мобилизоваться. Кто бы спорил! Но что такое вообще – мобилизация ресурсов? Это всегда, в первую очередь – внутренняя ревизия и избавление от неэффективных управленческих кадров. Учет и контроль, “кадры решают все” – в общем, нам кровно необходимы все те сталинские лозунги, которые и по сию пору висят в качестве основоопределяющих в начальственных кабинетах у глав многих японских ведущих промышленных корпораций.
Опять скажут – мол, “других кадров у меня для вас нет…” Стоп. Секундочку.
А вот тут уместно было бы напомнить о том самом обязательном исполнении “майских указов” Президента. Которые, как известно, до сих пор где- то недовыполнены, а где- то уже и откровенно отложены под сукно до лучших (очередных тучных?) времен. Но которые исполнятся вроде бы – должны, так как их никто не отменял.
Позволю напомнить, что помимо самих “майских указов”, именно тогда же, в мае 2012-го года в качестве советника Президента народу российскому был представлен академик Сергей Глазьев. То есть, именно он был представлен российскому обществу в качестве альтернативы многажды обанкротившемуся и дискредитировавшему себя в лице общества либерально-монетаристскому клану. То есть, именно Глазьев должен был, по идее, хотя бы понемногу, хотя бы частично проводить в жизнь те самые социально-экономические идеи, с которыми, собственно, Президент и шел на выборы.
Более того, именно Сергей Глазьев в этом году представил свою развернутую программу развития экономики страны – ту самую, от которой все гуру” из ВШЭ и все наши “финансисты-рыночники” заранее шарахались как черт от ладана.
И потому, по всей логике вещей, именно ему бы совместно со сформированной им командой действительно толковых экономистов и следовало бы возглавить тяжелое и весьма натужное дело по вытаскиванию российской экономики из трясины. И не надо тут про “коней на переправе не меняют” – из трясины вполне резонно может и должен вытаскивать тот, кто это действительно может сделать, а не та бестолочь, что туда нас затащила.
Источник: nakanune.ru