“Копайте, Шура, копайте!”

“Копайте, Шура, копайте!”

На Ставрополье в центре коррупционного скандала оказались – археологи.

Минприроды Ставрополья сошлось в судебной тяжбе с частной археологической компанией из-за огромного госконтракта на раскопки могильников стоимостью 82 млн рублей. Тем временем в краевой столице поводом для такого же судебного спора прокуратуры и экс-мэра (а ныне крупного землевладельца) оказалось древнее городище – федеральный памятник археологии.

Ил «поглощает» старину

Недавно в Ставрополе состоялся форум «Сообщество», организованный Общественной палатой России. Председатель палаты Александр Бречалов встретился с краевыми активистами, которые говорили ему о проблемах региона.

Главный редактор газеты «Ставропольские ведомости» Александр Емцов поведал о ситуации даже для Северного Кавказа необычной: якобы, распилить бюджетные деньги захотели… археологи.

Но обо всем по порядку. Как уже рассказывал  КАВПОЛИТ, сейчас большая экологическая проблема западной части Ставрополья – это заиливание Новотроицкого водохранилища. Оно является источником питьевой воды для семи районов края, а также соседних территорий Калмыкии и Ростовской области. Живет здесь 300 тысяч человек. Кроме того, новотроицкая вода используется для орошения 100 тысяч гектаров.

ГУП «Крайводоканал» планирует построить новый коллективный водовод от Новотроицкого водохранилища до Михайловска. Это позволит сделать 90-тысячный город полностью независимым от дорогой воды Сенгилеевского водохранилища, которую «Крайводоканалу» сегодня приходится закупать у МУП «Водоканал» краевой столицы.

Постоянно растущий дебет Новотроицкого водохранилища приводит к его экологической деградации. Опустим научные подробности: достаточно сказать, что ежегодно река Егорлык приносит в водоем до миллиона тонн ила и песка. Твердые частицы оседают в хвостовой части водохранилища, на западном берегу которого находится хутор Родионов (от него к станице Каменнобродская идет автодорога). И вот вдоль этой дороги – в пойме реки Егорлык – и планируется построить новое илохранилище.

Полезный объем водохранилища за последние двадцать лет сократился со 132 до 79 млн кв. м. И все это время вынашивался проект создания нового накопителя ила. И вот лишь два года назад, похоже, обрел реальные очертания – после того как с комплексной инспекцией на водохранилище прибыли депутаты краевого парламента.

Потратили из бюджета первые деньги: 500 тысяч рублей на определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и еще 3 миллиона – на «дорожную карту» (план экологических мероприятий).

Эксперты института «СевКавГипроводхоз» (Пятигорск) подсчитали, что площадь зоны подтопления составит 366 гектаров на границе двух районов, Новоалександровского и Изобильненского. Проблема в том, что в эту зону должно попасть несколько объектов культурного наследия – 32 курганных насыпи пяти могильников «Родионов-1», «Родионов-4», «Родионов-5», «Родионов-7», «Родионов-10». И после этого работы заглохли на четыре года…

Бречалов дал слово. Сдержал ли?!

Деньги в бюджете нашлись лишь недавно: Минприроды Ставрополья начало работы по комплексной реабилитации водохранилища. Это, впрочем, громко сказано. Пока лишь объявили конкурс по сохранению древних курганов: без их описи затапливать эту территорию закон не позволяет.

Провели тендер – со скандалами, жалобами участников в ФАС, но все же определили победителя. Им стало ООО «Научно-исследовательский институт археологии и древней истории Северного Кавказа». Компания зарегистрирована в Ставрополе еще в 2006 году.

Однако, судя по базе данных госконтрактов, за это время проводила работы за бюджетный счет лишь трижды: в прошлом году на Чукотке и в Кочубеевском районе Ставрополья (по 1,6 млн рублей). И вот теперь этому НИИ подфартило с госконтрактом на 82,3 млн рублей.

Отклонили в Минприроды две другие заявки – саратовской компании «Георесурс-КБ» (ее возглавляет председатель областного союза офицеров запаса Леонид Брагинец) и ставропольского ООО «Наследие» (учредитель и гендиректор – бывший председатель краевого комитета по массовым коммуникациям Игорь Воронин). У «Наследия» ни одного госконтракта, а у «Георесурса-КБ» – девять, в разных регионах страны (хоть и недорогих).

Все эти сомнительные данные вызвали возмущение у выступавшего на форуме «Сообщество» журналиста Александра Емцова. Как уже писал КАВПОЛИТ, Бречалов обязался взять ситуацию под личный контроль и передать материалы в Счетную палату. Между тем ситуация с археологическими раскопками на Новотроицком водохранилище приобрела совершенно новый поворот.

Минприроды Ставрополья обратилось к упомянутому выше ООО с судебным иском о расторжении госконтракта. Ведомство потребовало наложить обеспечительные меры – то есть приостановить археологические работы. Повод, вчитайтесь, такой: «в связи с нецелесообразностью их осуществления».

Ага! Потратили 82 миллиона, а, оказывается, зря! Суд запрещать работы (они по госконтракту должны были завершиться 10 декабря) отказался. Ближайшее заседание суда по иску министерства состоялось 15 декабря – лишь первое в долгой тяжбе.

В свою очередь археологическое ООО также обратилось с иском к Минприроды, требуя взыскать с него долг по госконтракту – 43 миллиона! Ближайшее заседание пройдет уже после новогодних праздников.

Хочется верить, что г-н Бречалов данное публично слово сдержал и материалы все же передал в Счетную палату. Слишком уж вольно краевые чиновники и сомнительные подрядчики распоряжаются гигантскими бюджетными суммами.

Археопарка не видать

Между тем новый скандал – тоже, как ни странно, связанный с археологией – назревает уже в Ставрополе. Связан он с Грушевским городищем, которое еще в 1995 году было признано памятником археологии федерального значения. Городище и впрямь уникальное, различные культурные слои сменяли здесь друг друга на протяжении почти двух тысячелетий.

Обнаружили здесь, в частности, греческие амфоры III столетия до н.э., которые были произведены на боспорской фактории, что располагалась в районе нынешнего Краснодара на Елизаветинском городище.

Кстати, само Грушевское городище состояло из двух частей – защищенной каменными стенами цитадели и так называемого селища (то есть неукрепленного селения). На протяжении десятилетий, когда тут проводились раскопки (наиболее интенсивно – в 1930-1940-е и 1970-1980-е годы), были обнаружены земледельческие предметы разных эпох, начиная с кобанской.

В раскопках на территории городища в советские годы принимали участие люди, ныне добившиеся в Ставрополе высокого статуса, – директор краеведческого музея Николай Охонько, депутат гордумы и главный редактор газеты «Вечерний Ставрополь» Михаил Василенко, замминистра природных ресурсов Юрий Гриднев…

Сегодня этот уникальный памятник фактически потерян для потомков. Цитадель, стены которой когда-то достигали высоты в десять метров (судя по развалам панцирных глыб ракушечника), ныне погребена под слоями строительного мусора.

Еще в советские годы родители водили сюда детишек на экскурсии (у городских властей, чтобы обустроить не раз обещанный «археопарк под открытым небом», денег не было). Ну а ныне тут даже в сопровождении опытного археолога пройдешься – и ничего не увидишь!

Мусор свозили на протяжении двух десятилетий, абсолютно безнаказанно. Застройщики близлежащих микрорайонов, дачники и жители коттеджного поселка, который в народе прозвали «Санта-Барбара» (как думаете, почему? – конечно, за крутизну!)

Восстановлению цитадель фактически не подлежит. Сейчас же судебная тяжба развернулась вокруг земельного участка, на котором находится упомянутое селище. Ныне эта земля является собственностью Ивана Тимошенко, бывшего мэра Ставрополя, проживающего в одной из стран Европы.

Что тут появится, непонятно: в документах, которые мне удалось изучить – сумятица. В одних говорится, будто построят ледовый каток, в других речь о дороге, в третьей – о некоем жилом комплексе.

Сам же Тимошенко в интервью газете «Вечерний Ставрополь» (ее главный редактор, напомним, некогда участвовал в раскопках на городище) заявил, что ничего строить не будет. Заключил договор с ГУП «Ставкрайимущество» на проведение археологических раскопок.

Ныне они почти завершены, чему сам свидетель – был на городище пару недель назад. Аккуратно расчерченное на квадраты поле, сразу за которым жилые массивы, безлюдно. Из земли извлекли черепки керамических сосудов, каменные земледельческие орудия… все это передано в краеведческий музей.

А что дальше?! Ответа на этот вопрос, похоже, не знает никто. Ясно одно – никакого археопарка тут ставропольцам уже не видать…

Антон Чаблин

Источник: kavpolit.com

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий